Кравченко О.В. "Вездескоп в голове, или Человек Замечающий"

На главную|Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава | Обсудить на форуме


Желания и действия.

Часто желания мешают нам воспринимать наши действия, а действия мешают воспринимать желания. Попробуем эти два вида явлений воспринимать по отдельности.

«Определим», что такое «желание», что значит «хотеть». Это значит: представлять себе что-то (чего пока нет), и при этом чувствовать, что это вам нравится – как бы готовность воспринять, почувствовать, как это будет. Определение, может быть, не очень конкретное, но «главное» в нём – это две составляющие желания: 1) представлять что-то и 2) чувствовать (реагировать на это представление). Если обе эти «части» приходят «сами» – и представления о возможном (или невозможном), и сопровождающие их эмоции «стремлений», то желания эти естественные и гибкие. Они будут свободно меняться и не вызывать напряжения. Если же мы искусственно «растягиваем» или «вызываем» у себя представления или чувства, то желание может превратиться в напряжённую «зацикленность». «Растягиваем» или «вызываем» мы свои мысли и чувства, например, когда «объединяем» их в одно (и как будто «очень важное!»). То есть не различаем, не переключаем внимание между представлениями (воспоминаниями, мыслями) и своими эмоциональными реакциями на них. И ещё – не различаем разные желания, разные реакции, когда они приходят почти одновременно.

Представим, что желания бывают двух «видов»: 1) хотеть, чтобы что-то происходило и 2) хотеть что-то делать. Эти два вида, конечно, между собой связаны, так как, когда хочешь, чтобы что-то происходило, невольно (или «вольно») хочется для этого что-то делать. И всё-таки попробуйте эти два вида желаний наблюдать отдельно. Это нужно для того, чтобы вообще их наблюдать («осознавать»).

Иногда, когда мы начинаем что-то делать «с желанием», мы ожидаем, что у нас хорошо получится. Это ожидание готового результата мешает воспринимать происходящее и то, что и как получается на самом деле. Поэтому в результате у нас «ничего не получается», и увлечённость исчезает.

А иногда, когда мы начинаем что-то делать вроде бы без желания, вяло, то, если «искусственно» себя не бодрить, мы очень хорошо воспринимаем своё состояние, все его изменения, реакции… И в результате увлекаемся, дело начинает идти неожиданно удачно, «раскручиваются» мысли, появляются идеи. И тогда остаётся только с интересом наблюдать свои действия, которые идут сами, «как по маслу».

Сознание, что надо что-то делать, что вы обязаны это делать, никуда не деться, всё равно придётся, – способно совершенно погубить «интерес к жизни». Наступает апатия, и остаётся только слабый, мечущийся в темноте «червячок», который ищет, за что бы уцепиться. Чаще всего он ищет какое-нибудь привычное действие, которое «точно» приведёт к приятному и знакомому результату. Например, «плюнуть на всё» и закурить или наорать на кого-то, или что-нибудь съесть, или выпить спиртного, или уколоться. Если вам знаком этот «червячок» – мизерный остаток сознания среди всеобщего торможения, вызванного паникой и растерянностью… То вы уже по опыту знаете всё, что он может вам предложить (выбор небольшой). А также знаете, к чему потом приведёт это «предложение».

А что, если не довольствоваться этим червячком, а попробовать оживить побольше своего сознания, выйти из торможения? Сознание – это наблюдение, вот и будем наблюдать. Не всё сразу, но свободно переключаясь на что угодно.

Если вам не нравится какое-то ваше желание, и хочется перестать этого хотеть, как это можно? Очень просто: обратить внимание на то, чего ещё ты хочешь – лучше несколько вариантов.

УПРАЖНЕНИЕ №21        Наблюдение желаний.[1]

Часть 1.  Задайте себе вопрос: что вы можете и хотите сделать за всю свою жизнь? При этом «дела» выбирайте из всех, приходящих в голову, вполне реальные, доступные вам. И ещё: не путайте свои, собственные желания с тем, что вы, по чьёму-то мнению, «должны» или можете хотеть (например, по мнению родителей, учителей, начальства, «авторитетных» для вас людей, друзей, подруг).

Рассмотрите каждое своё желание что-то делать: хорошо вы себе представляете это действие или приблизительно, неясно; что может помешать вам его осуществить; что или кто может вам помочь в этом деле.

Теперь задайте себе вопрос: что вы хотите сделать за ближайшие, например, 20 (или 10) лет?

Что вы хотите сделать в течение ближайшего года?

Продолжайте задавать себе вопросы и наблюдать появляющиеся ответы: что вы хотите сделать в течение ближайшего месяца, недели, дня, часа?

Часть 2.   Пронаблюдайте, что вы хотите делать сейчас, в данный момент. Не забывайте – именно ваше желание и вполне реальное. Другими словами: представьте себе всю реальную свободу ваших возможных действий вот в этой, сейчас происходящей, реальной ситуации. И вы почувствуете, какие из них (действий) так и «просятся» к выполнению.

В этой части упражнения, в отличие от 1-й, можно не только наблюдать, но и выполнять те действия, которые хотите, но только те, которые точно не будут мешать продолжать наблюдать. Если вы начнёте выполнять желаемое, то у вас начнут появляться новые желания, связанные с вашими действиями, с тем, что получается. Продолжайте наблюдать и их.

Эта часть упражнения «экспериментальная». Например, если вам хочется «чего-нибудь пожевать», вы можете это делать и при этом проверять: мешает это наблюдать или нет. Так же можно «проверить» и другие «желанные» действия: курение, сосание леденцов и т. п.

Пояснения.

Ваши представления о том, что вы хотите делать, могут меняться и тогда, когда вы не делаете, а только наблюдаете желания. Потому что вы реагируете на свои представления и на реакции на них.

Упражнение может научить воспринимать свои желания как “рядовые” явления, такие же, как и все другие, а не как что-то “выше всего”, на чём зацикливаешься и перестаёшь воспринимать остальное.

Апатия и «нежелание жить» бывает не только тогда, когда вам навязывают какое-то «надо». А ещё и тогда, когда вы «не видите смысла в жизни». Это стандартное выражение означает, что у человека нет «долгосрочных» желаний. Он не представляет, что может сделать в своей жизни такого, что «важно» для него или для других. Два явления – «долгосрочное желание» и степень его важности – как бы сливаются в одно. Становится трудно их осознавать, эта неопределённость давит и тормозит. Можно попробовать разделять эти явления и наблюдать их отдельно.

А ещё можно представить, что было бы, если бы у вас было это «долгосрочное» желание – смысл жизни. Всё равно ведь были бы и «краткосрочные» цели и желания. То, что нужно для поддержания жизни и здоровья, вы бы всё равно делали. И суета бестолковая временами была бы. Ну что же, что пока не возникло «великой цели»? Чем больше вы будете узнавать всего разного, тем вероятнее, что она появится. Придумается и захочется делать то, что придумалось.

3)  Игра в «выбиралки».

Чтобы сыграть в «выбиралки», представьте себе два своих желания, очень значимых для вас. Но так, чтобы одно из них исключало другое. И сделайте выбор: что для вас более желательно. Можно придумывать «выбиралки» для себя, а можно предлагать их друг другу.

Примеры.

1.   Что бы вы выбрали: быть очень богатым (представьте любую степень богатости), но никогда не иметь своих детей, или иметь возможность быть отцом (матерью), но быть «бедным»? Вместо богатства можете представить что-нибудь другое, очень для вас «заманчивое» (власть, известность, успех в каком-то деле и т. п.).

2.   Согласились бы вы умереть, если бы точно знали, что благодаря этому все люди на Земле станут «неспособными» хотеть чего-то для себя за счёт других (в результате «духовного роста»)? Сначала представьте, что тогда было бы. А если бы не все люди Земли, а только население вашей страны? А только вашего города?

После таких «выбиралок» уже легче делать выбор, купить себе шубу или компьютер сыну.

Гриша, 7 лет:

- Да, сама-то что хочешь, то и делаешь: хочешь – стираешь, хочешь – пол моешь, а мне так не даёшь делать, что я хочу!

Это не «юмор», а ценное жизненное наблюдение. Как бы ни было неприятно и трудно взрослому выполнять свои «обязанности», он всё-таки делает это по своим, внутренним стимулам, «внутренней мотивации». Ребёнку же приходится часто действовать только по внешнему повелению. И от этого действия становятся несоизмеримо «труднее», неприятнее. Со временем закрепляются стереотипные представления, установки, что «надо терпеть». А потом это «терпение» необходимо чем-то компенсировать: «сорваться с цепи» и чего-нибудь такого натворить! Перестроиться с привычки к «терпению» и «срывам» на настоящую жизнь иногда бывает невозможно. Даже когда уже никто не «заставляет», когда можно жить как хочешь – когда ребёнок вырос и отделился от родителей. Но всё-таки пробуйте, и долго пробуйте – вы ничего от этого не потеряете.

УПРАЖНЕНИЕ №22        Наблюдение действий.

Наблюдайте своё поведение, происходящее «спонтанно», как бы «само», без предварительных установок, но, в то же время, осознаваемо. Такое поведение – это комплексы движений, жестов, речи, переключений внимания и т. д., которые вызываются подсознательными стимулами («внутренняя мотивация»). Другими словами, это даже не наблюдение действий, а наблюдение своей увлечённости действиями, когда вы воспринимаете «одновременно» (поочерёдно, с частыми переключениями) и свои действия, и ощущения, которые при них испытываете. Если то, что вы делаете, вызвано всё-таки не «внутренней мотивацией», «импульсом», а каким-то «надо» или привычкой, то, начав наблюдать это действие, вы почувствуете, что хочется перестать это делать или делать как-то по-другому. В результате, когда мы наблюдаем степень своей увлечённости (чем бы ни занимались), то наше поведение и становится более увлечённым.

Пояснения.

Хотя для выполнения упражнения нужно «отбросить» всякие «моральные установки», принципы, желания, стремления, прежний опыт (то есть не застревать на них), на самом деле все эти ценности никуда не денутся. Наоборот, будут учитываться ещё полнее, чем если о них всё время себе напоминать – подсознание, как компьютер, делает это гораздо лучше, чем сознание.

Возможно, с наблюдения физических движений и мимики лица вы невольно будете переходить на наблюдение мыслей – это ведь тоже «действия» – происходящие явления.

Попробуйте делать это упражнение в разных ситуациях: в спокойной обстановке, в официальной, в рабочей, во время общения – дружеского или более «строгого».

Упражнение «спасает» от напряжённого состояния «неуверенности», «зажатости», неопределённости, тревоги. Например, когда вы переживаете, что сделали что-то «не так». Или когда сомневаетесь, как поступить.

Упражнение можно делать «в комплексе» с упражнением №21 (часть 2), то есть переключаться с наблюдения желаний на наблюдение своего поведения и обратно. Если пытаться их делать одновременно, то тогда и получается, что желания мешают наблюдать действия, а действия мешают наблюдать желания. В результате вы не воспринимаете толком ни то, ни другое. И не чувствуете желаний, и не увлекаетесь действиями.

Некоторые педагоги и родители очень любят использовать «понятие «надо». «У ребёнка должно быть, кроме понятия «хочу», понятие «надо»!». При этом не замечают, что сами-то они это «надо» используют со своеобразным удовольствием. Не как механический пресс, а как внутренний стимул. Но невозможно же заставить ребёнка, чтобы у него именно такой «стимул» возникал!

Учиться жить по внутренней мотивации невероятно трудно, если вы продолжаете жить с родителями или с тем, кто вас от этого «отучил». Мешают стереотипы общения, особенно сильные, если сложились в детстве. Скорее всего, справиться с ними будет невозможно. Чтобы это получилось, нужно значительное время пожить отдельно. Или всерьёз браться менять стереотипы. Если вы у себя их измените, они изменятся и у ваших близких.

Тот же Гриша, но уже ученик 6-го класса. Невозможно уговорить его делать уроки: не интересно. Пытаюсь предложить ему, как заинтересоваться хоть немного. В ответ на мои старания:

        А почему ты меня не воспитала так, чтобы я это мог? Ты меня воспитай так, тогда я смогу.

Действительно, когда Гриша был маленьким, я ещё не училась «безупрёчности». И вот эта привычка – даже в предложениях видеть «упрёк» и сразу отвечать «упрёком» и требованием к другому – у него закрепилась. Когда ему было 13 лет, это ещё оставалось: в ситуациях большой неопределённости, неуверенности (например, когда он не увлечён чем-то, а делать это «заставляют»), сразу упрёки и требования к кому только можно.

А вот младший, Никола, 9 лет. В ответ на «почти упрёчный» вопрос: «Ну что ты, совсем ничего не можешь придумать?» – «рассудительный» ответ:

        Но если правда, – не могу.

Вроде бы, то же самое, но «без нервов». Иногда и Гриша пытается так же отвечать, но у него получается резко, нарочно бесстрастно, неестественно. Он пытается скрывать, «сдерживать» эмоции, а не принимать их и наблюдать. Когда я сознательно пытаюсь помочь ему «нащупать» путь «безупрёчности» и наблюдения, подсказываю, как это сделать, это вызывает только новую вспышку упрёков, раздражения. Но, чем лучше учусь не ожидать от него каких-то умений (или чего-то ещё), и вообще, не застревать ни на каких чувствах, тем «легче» и ему, и мне. Вспышки раздражения всё реже и  «слабее». Дома ему становится всё «легче», а в школе – тоже становится, но медленнее. Там от него по-прежнему чего-то «ожидают». И ещё больше – он сам привык ожидать, что от него чего-то ожидают. А вот Никола не так тяжело  воспринимает и «сознательные» поучения (хотя врождённая реакция на неудачи у него даже сильнее, эмоциональнее). Ему и в школе полегче, чем Грише. Видимо, ему меньше досталось прилипчивой привычки к ожиданиям. У обоих у них такая «трудность»: поведение учителей и одноклассников слишком отличается от маминого. И это их настораживает. Их  школьное поведение по сравнению с домашним очень «старательное». Выдерживать это Николке легче, потому что нет таких уж напрягающих ожиданий, упрёчности.

С Николой общаться легче. Он может, чуть что, расплакаться, рассердиться, и при этом всё-таки думать и говорить об этой, конкретной ситуации. Гриша в таких случаях тут же начинает обобщать и подбирать «глобальные» сравнения, аналогии. Чаще всего его рассуждения заключаются в ёмком слове «дурак». И выводы его поколебать ну просто невозможно. Когда он уверен, что «это не может быть интересным», ему уже ничем не поможешь. Николке тоже в таких случаях не поможешь, и всё-таки ему чаще удаётся чем-то заинтересовываться.

«Ожидать» – может означать «хотеть растянуто». А бывает «ожидать» – «бояться растянуто» (когда ожидают худшего). И может – не хотеть и не бояться, а только представлять себе, что будет именно так, и не допускать других вариантов. В отличие от этого, можно «мельком» заметить, чего хочешь (например, в поведении или в состоянии другого человека) или чего испугался, что предположил, и – воспринимать дальше, что происходит. Если окружающие от вас всё время чего-то ожидают, и ничего с этим не поделать, то вам станет «легче жить», если вы сами научитесь не ожидать от них ничего. Например, того, чтобы они от вас ничего не ожидали.

Такой стиль отношений с людьми – с ожиданиями – очень легко передаётся от человека к человеку, особенно от взрослых детям. Это такой (вроде бы) лёгкий способ приобрести уверенность, который на самом деле незаметно приучает к напряжённости и «ненаблюдению», заменяет собой интерес к жизни.

Этот стиль отношений и просто поведения начинает закладываться с самого рождения: когда мама и другие любящие родственники старательно улыбаются малышу, пытаясь вызвать у него определённые эмоции. Когда ему говорят слова, которые «полагается» говорить младенцам, и с полагающимися интонациями. Намерения, конечно, самые «добрые»: чтобы ребёнку стало весело и интересно благодаря мне. Для ребёнка же такое общение нисколько не полезнее, чем когда взрослые добиваются одного – чтобы он им не досаждал. И то, и другое показывает ему: никому не нужно, чтобы ему становилось интересно само по себе. Значит, и ему самому это не нужно. Или невозможно.

Дальше этот стиль жизни развивают воспитатели детсада: когда говорят с детьми театральными, «правильно поставленными», «профессиональными» голосами и интонациями. Для того, чтобы искусственно «заинтересовать», чтобы они чувствовали и вели себя так, как хочет воспитатель. И дети видят, что воспитателю вовсе не интересно, что на самом деле с ними происходит, не вызванное им. Значит, и им не может быть интересно то, что в других людях не вызвано ими.

Ну а потом это дело продолжают учителя – в начальных классах особенно стараются, чтобы детям было интересно, и на всю жизнь закладывают убеждение, что учёба сама по себе не может увлекать.

Но если всё это действительно так, то взрослые могут творить чудеса для детей, если у себя выработают стиль жизни «без задавания». Без всяких затрат можно сделать так, чтобы все дети были «умницами». Возможно, что достаточно одного взрослого, который подавал бы пример именно такого стиля. Ведь этот пример будет самым заманчивым – убирающим границы понимания.

Для нормальной жизни человеку необходимо, чтобы возникали какие-то цели, намерения, и можно было их увлечённо осуществлять (с интересом смотреть, что получится). Если приходится долго и часто действовать без увлечения, с напряжением, то происходит разлад в психике, нервные срывы и прочие патологические явления. Человеку хорошо тогда, когда он знает, что будет делать дальше. Или знает, что скоро узнает это, что всё время будет узнавать. Это и есть увлечённость.

Желания что-то делать, внутренние стимулы возникают сами по себе, спонтанно. Их не запрограммируешь. Такое желание-стимул может возникнуть оттого, что представишь себе далёкую цель: что-то очень заманчивое, к чему придется идти долго, и прийти возможно. И понятно, как именно. Но, пока к этой цели идёшь, желания-стимулы могут то возникать, то не возникать. А иногда представление о далёкой цели может и тормозить всякие желания. Другой вариант: желание-стимул возникает, когда представляется какая-то близкая цель. Например, захотелось, чтобы табуретка была целой – взял и отремонтировал. Увидел валяющуюся ненужную вещь – представилось, что можно что-то из неё сделать, и захотелось сделать прямо сейчас. Кроме таких спонтанных реакций на то, что видишь, спонтанных представлений о будущем, нужно ещё кое-что для того, чтобы могли возникать желания-стимулы. Это свободные и спонтанные представления о прошлом. Если о чём-то вспоминать не хочется, очень неприятно, это затормаживает. Тогда и представления о будущем не вызывают желаний-стимулов.

Как делать, чтобы и воспоминания, и представления о будущем не тормозили, а стимулировали желания? Для этого нужно, чтобы в воспоминаниях присутствовало: «вот что я узнал», а в представлениях о будущем: «что я смогу узнать» (предположительно). В приятных воспоминаниях и ожиданиях это легко и привычно находится, а в неприятных – можно находить, если только обратить на это внимание.

То, что мы называем «хорошим настроением» – это свобода переключений внимания, при которой сами по себе возникают желания. Например, желание на что-то посмотреть, кого-то послушать, что-то сказать и т. д. Теперь можно вспомнить упражнение «В глазах» и провести аналогию. «Пятна и линии», которые уже есть, можно воспринимать, если сознательно обратить на них внимание. А «образы» появляются только сами, спонтанно. Так же и любые явления мы наблюдаем, если напомним себе об этом. А вот желания на что-то посмотреть (интерес) – не вызовешь, им можно только следовать.

Если иметь возможность всегда действовать (в том числе и воспринимать) увлечённо, а не с усилием, то это и будет та самая «полноценная жизнь», или «счастье», о котором мечтают люди. Достигнуть этого легче, если вы умеете увлекаться хоть чем-то, если у вас есть любимые занятия. Тогда это умение можно переносить на другие виды деятельности, хотя этому, возможно, тоже придётся поучиться. Но если вас с детства воспитывали в том духе, что первым делом «надо», «как положено», а всякие там увлечения – потом, то придётся сначала ещё поучиться увлекаться. Но это вовсе не неприятно, догадываетесь?

Для примера вспомните, как бывает при чтении. Когда вас занимают посторонние мысли, то даже то, что обычно очень интересно, не воспринимается, нужно усилие, чтобы понять написанное. А если то, что читаете, увлекло, то воспринимается легко и с удовольствием. При этом как бы устанавливается «временная связь»: то, что вы только что узнали, вызывает интерес к тому, что узнаете дальше, повышается способность воспринимать. «Временная связь» между явлениями может быть нарушена неудачей: если вы не поняли чего-то прочитанного. Тогда интерес к тому, что будет, пропадает, и требуется усилие, чтобы продолжать дальше. Но если эту неудачу пронаблюдать как явление, то это наблюдение уже будет «удачным действием», и «временная связь» восстановится.

Предложения.

1.  Если вы не читаете или очень мало читаете художественную литературу, это может быть следствием неумения увлекаться. Тогда можно поучиться увлекаться с помощью чтения.

Берёте любую книгу и начинаете читать. Если, прочитав 1-2 страницы (хотя бы), вы не увлеклись, можете эту книгу отложить и взять другую. Проделать с ней то же самое, и так, пока чтение какой-то книги вас не увлечёт так, что захочется читать дальше. Поначалу это будет происходить редко, потом всё чаще.

Когда будете читать книгу, которая вас увлекла, проведите «исследование»: что именно в процессе чтения вас увлекает? Может быть, поиск ответов на жизненно важные для вас вопросы? Или возможность представить себе, как может происходить то, чего вам очень хочется (заменить реальность воображаемым)? А может быть, нравится находить подтверждения тому, что вы «правильно» живёте и «понимаете» жизнь? Если у вас возникает только «простой» ответ, вроде «мне нравится узнавать, как живут и думают другие люди», попробуйте всё-таки разобраться, а для чего вам это, почему нравится? Для примера вспомните из детства книгу В. Осеевой «Динка» (если не читали, никогда не поздно прочитать). Почему уже само начало книги так «завораживает» и так хочется читать дальше? Может быть, потому что мы обнаруживаем возможность эмоционально насыщенной жизни, которую даёт интерес к другому человеку? И хочется узнавать, а так ли это «хорошо» и может ли получаться у нас?

2.  В тех книгах, которые «не увлекают», пробуйте находить «хоть что-нибудь». Для этого нужно какое-то время читать «просто так», не ожидая интереса. Только произносить мысленно фразы и смотреть, как они осмысливаются.

3.  Попробуйте придумывать другие способы учиться находить увлечённость.

4.  Как можно проверить, увлечённость это или что-то другое (например, привычное добывание удовольствия)?

Чтобы узнать, находитесь ли вы в состоянии увлечённости действием, сделайте вот что. Переключите внимание с этой деятельности на что-нибудь другое (на что-то из окружающего, на другого человека, на свои воспоминания). Если вы в состоянии увлечённости, то вам это не будет трудно или неприятно, а будет тоже интересно (особенно, когда вы это делаете сами, а не кто-то вас отвлекает). И так же легко и интересно будет вернуться опять к прежней деятельности. Но и тогда, когда вас отвлёк кто-то другой, при настоящей увлечённости это не будет болезненно, а тоже заинтересует и может даже вызвать новые идеи.

Итак, чтобы желания постоянно появлялись, нужны свободные переключения внимания. Мешать им могут неудачи и ожидания. И есть ещё помеха – сравнения себя с другими людьми. Например, когда есть так называемая «зависть». «Зависть» – это как бы сокращённое слово «зависимость». Когда бывает трудно переключать внимание с наблюдения жизни других людей на наблюдения своей жизни (и обратно). И получается вместо ясных наблюдений какая-то невнятная смесь типа «ну почему у них так, а у меня…». Неопределённая, неприятная, тормозящая.

Анатолий в 50 лет оказался без жилья и без работы. Так получилось, «по собственной глупости». Чужие люди пустили его жить на своей даче, чтобы сторожил. Анатолию «не даёт покоя» то, что у других без всяких стараний есть благоустроенные квартиры, да ещё и дачи. Он давно увлечён «идеей», что можно выиграть кучу денег или получать их за простую надомную работу. Тех, кто обещают такие выигрыши и «заработки», в нашей стране достаточно. Он тратит деньги, которые у него редко бывают, на книги по «белой магии», надеясь с её помощью узнать, где ему повезёт. Участвует в тех самых «розыгрышах» призов, ждёт выполнения обещаний. Всё это ему «интересно», а жить он «пока» согласен на чужих дачах. В своей помешанности он нашёл временную стабильность, но что будет, когда он поймёт, что это «пока» никогда не кончится?

Со словом «зависть» бывает примерно так же, как со словом «осуждать». Никому не хочется признавать, что он «завидует». Ну и пожалуйста, можно так не называть, а рассматривать конкретно, что происходит.

Ирина так определила свою напряжённость и недовольство:

        Я хочу чего-то добиться в жизни, знать, что я что-то могу.

Я предложила ей определить поконкретнее:

        Чего именно ты хочешь: зарабатывать достаточно денег, или делать что-то нужное для других, или делать то, что тебе самой интересно, что нравится?

        Ну, наверное, зарабатывать деньги, – после небольшого раздумья ответила Ира. Ну и ещё – чтобы было интересно и нравилось то, что делаю. У меня сейчас есть деньги. И я знаю, что многие были бы этим довольны. Но мне хочется больше. Я знаю и тех, кто зарабатывает постоянно и гораздо больше.

        А я знаю человека, который зарабатывает столько, сколько необходимо, чтобы хоть как-то кормить семью и снимать дом.

        Ну нет, мне с таким было бы совсем не интересно. Мне бы и разговаривать с ним не захотелось. Мужчина, который ни к чему не стремится…

        И при этом живёт увлеченно и интересно, занимается любительским спортом. Он мало бывает дома, а жена его радуется, когда он приходит, и тому, что ему интересно жить.

        А, ну тогда – конечно. Спорт – это уже дело. Тогда есть о чём и поговорить.

Та самая фраза «чего-то добиться в жизни» смешивает в непонятную кучу все желания и предположения о желаниях других. И становится невозможным их наблюдать, а значит, хотеть, интересоваться и увлекаться.

И ещё много бывает таких стандартных фраз и слов, которые «делают» то же самое. Ещё больше это делает наша категоричность, «уверенность». Вернее, раздутое желание уверенности.

Часто хочется определённости: есть одно желание, стремление – отсюда и поступок. А на самом деле не бывает у поступка или поведения одной причины. В живом человеке постоянно живут несколько, множество стремлений. Действие – результат их сложения, иногда непредсказуемый. Как уж оно происходит, это сложение – сознательно не проследить. Сознательно можно замечать каждое из стремлений. И ещё то, насколько оно важно для вас по сравнению с другими. Если всё это осознавать, то «сложение», которое происходит в подсознании, легче выдаёт результат в сознание.

4)  О деньгах.

1.      Представьте себе, что вы очень бедны – можете позволить себе только самое необходимое: самую дешёвую еду, одежду, еле пригодное для жизни жильё. Как вы себя чувствуете? А теперь добавьте к этому представлению то, что все другие люди на Земле ещё беднее вас. Ну попробуйте как-нибудь это представить. Как вы чувствуете себя теперь?

2.      Представьте себе, что вы очень богаты, можете купить и получить за деньги всё, что хотите. Ваши ощущения? А теперь добавьте, что все другие люди ещё богаче вас, то есть вы, при всём своём богатстве, – самый бедный из людей. Как меняется от этого ваше самочувствие?

Любить деньги (и другие материальные ценности), то есть интересоваться ими больше, чем другими ценностями, считается грехом. Видимо, это потому, что хотеть больше денег – значит хотеть превосходства над другими людьми. Это значит – хотеть чего-то за счёт других: только если другим хуже, чем вам, тогда вам лучше (чем было). Получается: чувствовать своё превосходство – значит зависеть. А зависеть неприятно (возникает неуверенность), и это подхлёстывает стремление к превосходству.

Правда, можно хотеть денег и вещей не для превосходства, а для какой-то цели: чтобы получить какие-то ощущения или избавиться от них, чтобы что-то делать. Но этот момент: радости тем больше, чем её меньше у других – в желании денег как-то часто и незаметно прокрадывается. Попробуйте проследить сами, когда вам хочется чего-то: «чистое» это желание или оно связано с ущербом для других. Чего именно вы хотите, зачем? Как в упражнении №21: только наблюдение желаний, но полное. Однако и «чистое», свободное от стремления к превосходству, желание иногда можно удовлетворить только, если нанести кому-то ущерб. (Если где-то прибавится, то где-то убавится.) И тут вступает в действие понятие «что для меня важнее».

Деньги на самом деле возникли так. Когда кто-то создаёт какие-то ценности для других, в целом в мире становится больше ценностей. Тогда он может получить какую-то часть этих ценностей в виде денег. Получать вместе с другими, а не за счёт других – так можно пользоваться деньгами «безгрешно». Вот и определяйте, что для вас важнее, то есть, чего вам хочется.

Часто, когда чего-то хочется, на самом деле хочется избавиться от неуверенности или приобрести «запас» уверенности. Например, для этого может захотеться, «как все», покурить, выпить, поругаться, поспорить, поговорить и многое другое. Так и «пристрастие» к деньгам часто бывает как бы «ориентиром», перенятым у других. Если не можешь разобраться в своих желаниях и стремлениях или вообще их не чувствуешь, если чувствуешь неуверенность и растерянность, непроизвольно хватаешься за этот «ориентир». Ведь «деньги – это так важно!». Так принято считать, особенно в некоторых кругах, и поэтому легко вообразить, что и для тебя это важно и очень нужно, то есть очень хочется.

Иногда даже человек совсем других ориентиров, то есть тот, для кого духовные ценности гораздо важнее материальных, испытывая растерянность в сложной ситуации, невольно пользуется этим «ориентиром». Не зная, как поступить, что выбрать, например, начинает сравнивать цены, даже если разница небольшая. Внешне тогда этот человек может показаться мелочным, меркантильным. А это всего лишь проявление неуверенности.

УПРАЖНЕНИЕ №23        Важно – не важно.

Когда вам кажется очень важным что-то делать, и из-за этого возникает некоторое напряжение («я должен это делать, но не уверен, что смогу»), представьте себе, что это «важное» для вас – всего лишь одно из множества возможных действий, которые вы можете захотеть осуществить.

Пояснения.

У каждого человека есть или время от времени возникают представления, что что-то очень важно для него или для всех людей вообще, или для той группы людей, к которой он принадлежит. Например: «для женщины очень важно хорошо выглядеть, иметь детей, быть любимой» или что-то ещё; «для мужчины очень важно много зарабатывать, делать карьеру, считаться сильным, независимым и т. п.».

Попробуйте наблюдать такие свои представления – и тогда, когда они возникли у вас, и когда переняты у кого-то. Наблюдать можно по следующим вопросам. Откуда у вас взялось это представление «важности» чего-то (оно может быть отчасти вашим, отчасти перенятым)? Чего вам хочется, когда вы представляете себе эту важность, и чего очень не хочется (а ведь представление о важности чего-то и есть комбинация желаний, не всегда осознанных)?

На самом деле нет ничего настолько важного, чтобы из-за этого стоило переставать воспринимать другое. Разве что спасение жизни. Но в таких, экстремальных, случаях отключение от всего остального происходит само, невольно и не надолго. А зачем мы пытаемся это делать «сознательно» и на долгое время – тогда, когда вовсе не требуется? Ведь вы не можете знать точно, что именно такое действие, наблюдение будет нужнее, «лучше» во всём для вас или для кого-то. Вы обязательно что-нибудь не учтёте и не предусмотрите. Поэтому, как бы вы ни поступали, прежде всего наблюдайте, как вы это делаете, и что получается.

Когда вы пронаблюдаете своё ощущение «важности чего-то», то могут произойти следующие изменения. 1) Вы обнаружите, что есть другой вариант действий, более «подходящий» и менее напрягающий. 2) У вас появится интерес именно к этому варианту действий – установится «временная связь», и лишнее напряжение исчезнет.

10.  Если вам нравится что-то делать, пронаблюдайте: что именно вам нравится – само действие; его результат; то, что у вас это получается лучше, чем у других; то, что в это время вы «как все» и потому спокойны.

Пронаблюдайте: есть ли какой-нибудь ущерб (вред) кому-то от того, что вы это делаете. Какие эмоции вызывает у вас мысль об этом вреде? И как вам нравится эта ваша реакция?

В упражнении №21 мы тренировались наблюдать желания что-то делать. А теперь будет упражнение, с помощью которого вы можете наблюдать желания чтобы что-то было, или «бесплодные фантазии».

УПРАЖНЕНИЕ №24        Интересное кино.

Если вам нравится (или есть привычка) придумывать воображаемые жизненные ситуации, как бы прокручивая «мысленное кино», это можно использовать для упражнения. Во время такого «прокручивания» мимоходом наблюдайте и своё настоящее, реальное положение, состояние. То есть быстро переключайте внимание туда-сюда: то наблюдайте фантазию, то реальность. Попробуйте не мешать себе увлечённо воображать и получать от этого удовольствие, но так, чтобы и это не мешало воспринимать действительность.

То же самое можно делать во время просмотра телесериалов, художественных фильмов.

Когда вам о чём-то сожалеется: вот если бы это было не так, а по-другому…», можете эти свои «желанные» представления понаблюдать, как фильм или фантазию. И отдельно – свои мимолётные эмоции при этом. И отдельно – свои мысли, представления, что можно сделать реально. И так далее. И, если уж так притягивает внимание то самое «вот если бы», ну, дайте себе попредставлять, пока не надоест. Не смешивая с эмоциями, предположениями и прочим (а возникают они – наблюдайте их).

Представьте себе, что у человека Ч. (не буду предлагать конкретно) в мыслях возникают такие представления. Как будто кто-то умер, или произошло ещё что-то трагичное, и Ч. от этого что-то получает: свободу действий, материальную выгоду, и т. п. Ну просто сами по себе возникают такие мысленные картины. Значит ли это, что он «хочет» той трагедии? Если он представит себе, что получат от этой трагедии другие – родители «умершего», его дети и т. д., он почувствует нечто совсем другое. Не то, что чувствовал, когда представлялись картины своей «пользы». Понятие «хотеть» не всегда простое, однозначное. Чаще всего оно складывается из множества представлений и реакций на них. Словом «хочу» или «хочешь» мы всё это сливаем в одно и не можем наблюдать.

Это не значит, что я предлагаю вообще не употреблять слова «хотеть». Но, когда спрашиваете «чего ты хочешь?», – не ждите и не требуйте однозначного, определённого ответа. А когда вас так спрашивают, вам тоже не обязательно отвечать «чётко и ясно». Можно и порассуждать, рассмотреть разные свои представления и то, насколько они вам нравятся. Когда кто-то требует «чёткого и ясного» ответа на вопрос «чего ты хочешь?», – это «приём манипулирования». Хотя часто он неосознанный. Ну просто хочется ввести в растерянность или «поймать на слове».

Ну чем же всё-таки различаются желания «чтобы что-то было» и желания «что-то делать»? Так ли уж сильно они отличаются между собой?

Представьте себе, что кто-то хочет жениться. Вариант первый. Он представляет себе, как жена будет создавать уют и порядок, копошиться на кухне, звать его ужинать, и – что он будет при этом чувствовать. Вполне определённо. Вариант второй. Он представляет, как будет вывозить семью на природу, возиться с детьми, покупать книги для семейного чтения. Вполне определённо представить, что при этом он будет чувствовать – невозможно. Интересно это узнать.

В первом варианте, если окажется на деле что-то не так, как представлялось и хотелось, – всё, трагедия. Во втором варианте – станет представляться, что можно делать вместо того.

Смущение – заторможенность в присутствии кого-то – мешает воспринимать и свои действия, и желания. Чтобы научиться не поддаваться смущению, робости, нужно тренироваться не только в моменты смущения, но даже больше в остальное время.

УПРАЖНЕНИЕ №25        Средство от смущения.

Часть 1.  Когда вы находитесь в спокойной, обычной обстановке, но вам представляется, например, серьёзный разговор, «ответственная» деятельность, встреча, во время которой вы можете смутиться, напрячься… Так же, как в упражнении №24, одновременно (поочерёдно) с этими представлениями воспринимайте своё настоящее положение: всё спокойно, и вот эти представления о возможном «неспокойствии» (пронаблюдайте те ощущения, которые они вызывают).

Когда вы один, представьте, что вы не один, при этом помня, что вы один.

Часть 2. В неспокойной ситуации, когда вы перед кем-то чувствуете скованность, вообразите (хоть на секунду) ситуацию, когда от вас ничего не требуется, когда вы «просто так живёте». Можно представить, например, что вы дома отдыхаете, сидя в кресле. Но при этом так же наблюдайте свои реальные ощущения, положение тела, движения и всю ситуацию.

Когда вы не один, представьте, что вы один, при этом помня, что вы не один.

Объяснение.

Почва для смущения, робости, растерянности во время «неспокойной» ситуации подготавливается во время «спокойных». Если вы во время привычных и обычных для вас событий привычно «спите», не особенно наблюдая (осознавая) происходящее, то необычная, «чего-то требующая» ситуация застигает вас врасплох. Если же вы приучите себя всегда «бодрствовать» – наблюдать, то что-то новое, необычное, «тревожащее» со временем станет вызывать у вас не растерянность и торможение, а интерес.

Во время “спокойных” ситуаций вы можете “выработать” у себя то “подвижное состояние”, в котором хотите пребывать во время “неспокойных”. Приучить себя к этому “состоянию” так, чтобы потом легко было его воспроизводить. Но для того, чтобы так получалось, это “подвижное состояние” должно быть естественным и для “спокойных”, и для “неспокойных” ситуаций. Состояние ненапряжённого наблюдения, наверное, для этого подойдёт.

УПРАЖНЕНИЕ №26        Когда совсем ничего не хочется.

Если у вас бывают такие «состояния», когда совсем ничего не хочется делать или хочется только того, что для вас сейчас  или вообще не приемлемо, и это вас угнетает, попробуйте предпринимать следующее.

Мысленно просмотрите все возможные варианты действий, в том числе «бездействий» (лежать и смотреть в потолок, сидеть и размышлять, что-нибудь фантазировать, вспоминать) и лёгких действий, нужных и «ненужных» – всех, что придут в голову (но только тех, которые реально и без сомнений можете выполнять). И если почувствуете хоть лёгкую «симпатию» к какому-то из этих действий, дайте себе увлечься им (и наблюдайте, как это получается). Если это «увлечение» быстро пройдёт или не получится, повторите всё с начала.

Пояснения.

Это упражнение похоже на упражнение № 21, часть 2. Разница в том, что выполнение его “приурочено” к неприятному состоянию. И ещё – в том, что в нём больше “места” занимает выбор и выполнение действия.

Обычно после первого увлечённого действия уже легче увлечься чем-то другим, и даже иногда “перебирать” их не требуется.

Может быть, это упражнение покажет вам, что стоит обращать внимание на все свои желания, особенно на новые. И стоит пробовать их выполнять, если вы знаете точно, что это не навредит никому.

УПРАЖНЕНИЕ №27        Интересно, что получилось.

Если вы делали в прошлом, или недавно, или только что сделали что-то такое, что вызывает у вас сожаление, ещё какие-то неприятные эмоции (неважно, мелочь это или серьёзное дело), попробуйте «посмотреть» на это следующим образом.

Все результаты и последствия того вашего поступка, поведения, даже если они очень для вас неприятны, рассмотрите как явления и найдите среди них то, что вам интересно. Всё, что получилось из ваших поступков, в том числе теперешние ваши чувства и мысли, только наблюдайте, а новые мысли и чувства будут приходить сами.

Пояснения.

Сами придут и выводы, и предположения, что можно сделать теперь. Но они придут только тогда, когда вам будет действительно интересно то, что происходит. Это интерес нельзя вызвать в себе, можно только найти, потому что он обязательно есть, но мы его часто не замечаем. Не замечаем, например, если ситуация «требует», по общему мнению, определённых чувств.

Например, если вас обокрали, вы «должны» расстроиться, переживать. А если прислушаться к себе, может быть, вы заметите, что вам интересно: как вы теперь обходитесь без тех, украденных, вещей; хуже ли вам стало на самом деле, и как ваше состояние меняется со временем; что удалось «открыть», увидеть по-новому; как изменилось общение с близкими; стали ли ваши мысли яснее, а чувства естественнее, или наоборот?

Помните, как это бывало в детстве: взрослые ахают и ужасаются, переживают, а вам – интересно? Попробуйте воспроизвести (вспомнить) такое «отношение» к несчастьям, не закрывая глаза и на имеющийся у вас жизненный опыт.

Другой пример: кто-то прямо или косвенно сказал вам, что вы «плохо» выполняете свою работу, обязанности, недостаточно компетентны в своём деле и т. п. Тут вы или чувствуете себя обязанным сожалеть, «раскаиваться», или (что более вероятно) сопротивляетесь и разжигаете в себе злость на того, кто вас «упрекает». Опять же, места для заинтересованного наблюдения не находится. А не может ли вас заинтересовать: почему этот человек так говорил; почему вы так реагируете; что этот человек хочет вам предложить или уже предложил (может быть, вы этого не заметили из-за его «возмущённых» интонаций или вашей реакции «сопротивления»); как дальше «развивается» эта «реакция сопротивления»?

Упражнение для того и предназначено, чтобы научиться находить в себе интерес к происходящему в любой ситуации. Возможно, оно начнёт получаться не сразу, и не сразу вы научитесь вспоминать о нём, когда нужно. Но зато в нём нет предела для совершенствования – учиться находить интерес можно бесконечно. «Нормальная» реакция на любое явление, которое мы воспринимаем – это фейерверк мыслей, эмоций, представлений, ощущений, среди которых можно блуждать, одни замечая мимоходом, другие, которые особенно заинтересовали, рассматривая получше.

Поступки, вызывающие сожаление, принято называть «ошибками». Это слово как бы устанавливает определённое отношение, чувство: «надо сожалеть». И воспринимать то, что происходит дальше, а тем более, интересоваться этим, уже не получается. Слова «ошибочно» и «правильно» применимы однозначно в тех случаях, когда только одним, определённым образом, можно достичь определённого результата. Например, правильно написать слово можно только, если именно те буквы расположить именно в том порядке, по правилам. В жизни же всегда есть множество вариантов поведения и их последствий. Поэтому слова «ошибка» и «правильно» – из тех слов, которые, если и употреблять, то лучше «несерьёзно», не придавая им «важности» и не делая упор на их «значимость». А иначе очень легко, незаметно для себя, использовать эти слова для добывания «чувства превосходства над другими».

В следующих упражнениях можно поучиться находить интерес к любым явлениям жизни.

УПРАЖНЕНИЕ №28        Вопросы.

Для этого упражнения нужна любая детская энциклопедия, построенная по принципу “вопросы – ответы.

Читайте по порядку оглавление, вопрос за вопросом. Как только какой-то из вопросов заинтересует вас (хоть чем-то), и захочется прочитать эту статью, смотрите номер страницы. Можно сразу находить эту статью и читать, а можно выписывать номера страниц заинтересовавших вас статей, а уж потом читать все эти статьи.

Наблюдайте то, как вы читаете некоторые вопросы, почти не реагируя на их смысл; то, как вдруг появляется интерес к какому-то вопросу; то, как вы узнаёте, какой ответ даётся в статье и как воспринимаете его.

Пояснения.

Возможно, вас заинтересует не сам ответ, а то, как его преподносят детям, или что-то ещё.

Это упражнение можно делать во время “апатии”, как “разминку мозга”.

УПРАЖНЕНИЕ №29        Интересно, что получится.

Если вам предстоит делать или испытывать то, что вас пугает, например, вы не уверены, что у вас получится, или не знаете, как это делать, или предвидите, что будет трудно и неприятно… Тогда попробуйте найти в себе интерес к тому, как это будет: ведь что-то же будет, что-то же получится!

Для выполнения этого упражнения можно применить такой приём. С мыслей о предстоящем переключитесь на своё состояние, ощущения «сейчас», тут же опять на мысли о предстоящем, и так «туда- сюда», с той частотой, с которой вам легче.

Пояснения.

Если вы, например, робеете перед разговором с кем-то, это чувство робости может «превратиться» в интерес: а что он вам скажет; что вам захочется ему сказать; что вы почувствуете, если услышите то, чего не хотите слышать; как скоро это чувство сменится другими, и какими?

«Перестать бояться» – значит свободно наблюдать те варианты будущего, которые сами возникают в вашем воображении, при этом замечая, что вы чувствуете, не тормозя ни мыслей, ни эмоций. Так легче заметить, когда вас что-то заинтересует. И вообще, так «легче» жить: от неприятных мыслей о будущем вы «уходите» к своим ощущениям, а от них (если они неприятны) – к «фантазиям» о будущем… И каждый раз меняются и ощущения, и фантазии. И на самом деле вы ни от чего не уходите, потому что всё успеваете заметить. А «застревать» надолго – ни к чему.

Простейшие случаи, когда можно делать это упражнение, это: когда утром очень не хочется вставать; когда предстоит какая-то нудная физическая работа (о таких случаях говорят: «глаза боятся, а руки делают»). В более «сложных» случаях, когда вы толком не представляете, что и как будете делать, можно пронаблюдать все возникающие предположения о возможных действиях (и их возможных последствиях). И если ни один из вариантов не «перевешивает» по привлекательности, значит, это не так уж важно, какой вы выберете. Ведь всё равно увидите, что получится, и у вас будет новый опыт.

11. Представьте, что вам хочется делать что-то одно (лёгкое и приятное), и при этом нужно делать что-то другое (например, уборку в квартире). И такие случаи понаблюдайте в жизни. Вы наблюдаете свободно и своё желание, и мысли о необходимости делать уборку. И так же свободно наблюдаете то, что вы на самом деле делаете. А это может оказаться и ни первое, и ни второе. А, например, хождения по комнате и наблюдения своих мыслей. А потом – какие-то другие действия, спонтанные – заранее не предскажешь, какие.

И если наблюдения действительно свободные, то не будет ни «угрызений совести», что делаешь не то, ни тяжести оттого, что делаешь «через силу». Почём знать, может быть, и вправду сейчас больше подходит не первое и не второе…

УПРАЖНЕНИЕ №30        Соувлечения.

Когда вам не нравится то, чем занят другой человек (он вас раздражает, или вам хочется, чтобы он делал что-то другое)…

Например, муж хочет, чтобы жена приготовила хороший обед, а она занялась каким-то шитьём или собралась в магазин. Жена хочет, чтобы муж отремонтировал электрические розетки, а он взялся что-то там мастерить, «совсем не нужное». Или ваши дети заняты не тем, чем вам хотелось бы.

Так вот, в таком случае посмотрите на того человека, на его действия примерно так же, как в упражнении №9 («Человек как явление»), но более «широко», длительно: уловите, насколько он увлечён своим делом или желанием его делать.

Пояснения.

Тут пригодится вспомнить упражнение №22 («Наблюдение действий»). Как хорошо вы умеете отличать увлечённость от привычности действий? При увлечённости человек представляет заранее, что он будет делать, и при этом ему интересно увидеть, что получится. Поэтому дело делается так легко, с удовольствием. При привычности действия человек плохо воспринимает и свои намерения, и результаты действий, интереса к ним нет, а есть только «успокоение», усыпление тревоги. Хотя самому человеку может казаться, что ему приятно и легко это делать (потому что так «должно быть»), на самом деле он иногда даже не замечает, приятно ему или неприятно, или безразлично.

Например, пронаблюдайте: когда вы говорите свои «любимые» шутливые, или учтивые, или язвительные фразы; от нечего делать закуриваете; едите сладости или выпиваете – это увлечённые действия или привычные? Наблюдая за действиями других людей, это иногда легче почувствовать. И в то же время, если часто наблюдать степень увлечённости других, лучше получится наблюдать её у себя.

Чтобы было легче научиться выполнять это упражнение, начните с наблюдения поведения детей. Они не «маскируют» своей увлечённости или привычности. Наблюдайте их, когда вам не нравятся их занятия: слишком шумные, отвлекают вас от дела, что-то портят или марают, требуют затрат денег.

Пример. В поликлинике мама с маленьким ребёнком – года полтора. Ребёнок не может сидеть без дела, рвётся бежать по коридору и исследовать, что там. Маме «не светит» отлавливать его по всей поликлинике, и она загораживает ему путь: «Туда нельзя!». Ребёнок, видя, что не прорваться, машинально осматривается по сторонам. Замечает на стене картинки и показывает пальчиком: «ы?!». Но мама в этот момент слишком занята тем, чтобы не пускать его, и не заметила его интереса к картинке. «Сражение» продолжается.

А было бы так просто поговорить о том, что он увидел. Если, опять же, делать это в меру его интереса (и своего тоже). А не заставлять его потом полчаса разглядывать эти картинки. Ваш интерес в этом можете находить только вы сами. Например, вам интересно, что именно его заинтересовало, поймёт ли он то, что вы ему об этом скажете, что его заинтересует ещё. Иногда взрослые боятся так «избаловать» детей – если «потакать» им, «идти на поводу». Но если именно сочетать, увязывать его настоящий интерес и свой, тоже настоящий? Настоящий – значит не растянутый, значит – замечать все его переключения. Тогда и ребёнок, по вашему примеру, будет сочетать свои и чужие интересы так, чтобы самому становилось интереснее.

Если вы научитесь наблюдать увлечённость других и «соувлекаться» с ними (вас будет радовать их увлечённость), то вам станет легче увлекаться самому. Вы можете понаблюдать то, как связаны способность ценить свою увлечённость и способность ценить увлечённость других. Если вы сами привыкли жить «как надо», «всё делать вовремя», «как полагается», и не умеете увлекаться, то вам поначалу будет трудно оценить увлечённость другого, увидеть в ней что-то более «важное», чем ваши привычные установки. И обратно: если вы привыкли требовать от других, чтобы они поступали «как надо», «как должны», не интересуясь их увлечённостью, то, скорее всего, и сами не умеете увлекаться.

Мои дети увлеклись компьютерными играми. Многим знакома теперь эта проблема – компьютеромания. Когда человек находит радость и удовлетворение только в играх и с трудом воспринимает остальное. Раньше Гриша часто увлечённо мне что-нибудь рассказывал. Мне всегда было интересно слушать. И тут – приходит и начинает вроде бы так же увлечённо что-то говорить. Я по привычке прислушиваюсь и обнаруживаю, что он рассказывает о том, что он делал в игре, в «виртуальном мире». Весь интерес у меня сразу исчезает, начинает раздражать его рассказ. Я резко его прерываю словами: «Мне это совсем не интересно, я всё равно ничего не понимаю». И правда, я ничего не понимаю из его рассказа.

Как-то раз Гриша пришёл и начал рассказывать о своём очередном «виртуальном» приключении. Я была в несколько рассеянном состоянии и не сразу вспомнила о том, что меня это обычно не интересует. Поэтому успела кое-что уловить. И тогда мне стало интересно ещё кое-что, я стала расспрашивать. Потом уж заметила, что обсуждаю с ним игру так же, как другие события. Но только не как он – изнутри игры, а как я сама – снаружи. Я-то в эти игры не играю и не хочу играть. И всё-таки то, что он играет, мне по-своему интересно.

После того, как я начала разговаривать с Гришей о компьютерных играх (настолько, насколько мне этого хочется), я стала замечать вот что. Первое: мне стало легче «достукиваться» до него, когда он играет – мои слова он стал воспринимать как информацию, а не как «помеху». Второе: он стал легче переключаться с игр на другие занятия.

Если я требую иногда прекратить игру, то это тогда, когда действительно нужно делать что-то другое. Я не упускаю случаев чаще предлагать им что-то кроме игр, рассказывать что-нибудь интересное. Зову к телевизору, если что-то меня заинтересовало. Когда у нас надолго отключали электричество, обнаружилось, что альтернативы играм находятся. Они с Николой конструировали из «Лего». Правда, сначала только оружие, стреляющее деталями того же «Лего». И стреляли друг в друга – как в компьютерных играх. Мне приходилось напоминать им, что это опасно – можно попасть в глаз, – и грозиться отобрать оружие. В ходе этих «Лего-игр» было много разговоров, забавных ситуаций. Всё-таки и реальный мир бывает для них интересным.

Как-то раз я услышала такой разговор. Никола спрашивал Гришу:

        Как бы мне его так убить…?

        Ну убей как-нибудь.

        Мне надо так, чтобы никто не догадался, что это убийство.

Я прервала их:

        Вы послушайте себя – о чём вы говорите?!

В ответ на это Гриша спросил меня:

        А если бы мы, например, в «морской бой» играли и корабли топили – это было бы ничего?

Это вызвало у меня некоторые размышления о том, как они воспринимают игру. Я это как-то слабо представляю. Зато есть чем интересоваться в их играх.



[1] Упражнение взято с изменениями из книги «Сам себе психолог».


На главную|Содержание | Предыдущая глава| Следующая глава | Обсудить на форуме

Hosted by uCoz