Кравченко О.В. "Вездескоп в голове, или Человек Замечающий"

На главную|Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава | Обсудить на форуме


Привычки

Возможно, «отменять» мешающие слова показалось вам неприемлемым из-за того, что это «уничтожает» те незыблемые понятия, на которых веками держалась мораль общества. Но, во-первых, и раньше не очень-то держалась, а во-вторых, теперь ещё меньше держится: алкоголизм, наркомания, эмоциональная пустота разъедают наше общество всё больше и больше. К тому же, если перестать напирать на слова – названия явлений, то сами явления от этого не исчезнут. Так что никакое это не «уничтожение».

Многие считают, что «спасти» нас может только вера в Бога. Но многие «верующие» тоже пьют и курят, и не могут справиться с психологическими тупиками.

Предположение.

«Благотворно» влияет на психику не сама вера в Бога, а приход к ней, то есть как бы «изменение сознания». И если кто-то сокрушается: «почему я раньше не верил, с самого детства!», то, может быть, зря. Именно когда человек «приходит в веру» (а иногда – когда «выходит» из неё!), происходит смена понятий, представлений, то есть тренируется гибкость и яркость восприятия. Одна такая тренировка в жизни, хотя и даёт много, но всё-таки недостаточна. Ведь потом человек опять упирается в какие-то, новоприобретённые, понятия. И какие-то из старых остаются по-прежнему. А если «приход в веру» происходит несколько формально, не совсем прочувствованно и «осознанно» – тогда может и навредить, это как бы «антитренировка».

Упражнения и рассуждения, которые я предлагаю, – это тренировки полноты восприятия, которые можно применять всю жизнь. Не один раз «изменить своё сознание», а менять его, сколько понадобится.

Возможно, применяя некоторые упражнения, вы временно почувствуете «эмоциональное опустение» оттого, что перестанете применять привычные заменители и «вызыватели» эмоций, например, «эмоциогенные» слова и фразы. Это оттого, что впускать настоящие, живые, быстрые эмоции для вас непривычно – пока. Пока мы все это плохо умеем, но ключ к этому умению – интуитивный поиск того, что способно заинтересовать.

УПРАЖНЕНИЕ №19        Новый взгляд.

Часть 1.   Взглянув на какой-нибудь предмет (выбрав заранее или не выбирая, какой попадётся), не мешайте происходить всем ощущениям, которые у вас вызовет его вид.

Пояснения.

Это упражнение будет получаться у вас по-разному. Не старайтесь, чтобы оно получалось одинаково: новое не может быть долго новым. Делайте его почаще дома или на работе, среди привычных предметов.

Иногда можно пробовать посмотреть на предмет как бы глазами пришельца из космоса, который в первый раз его видит. Но только иногда, чтобы расшевелить «застывшее» восприятие.

Не затягивайте время «нового взгляда» искусственно. Не получилось – переключайтесь на что-то другое. Получилось – смотрите столько времени, сколько этот взгляд будет «новым», ярким, заинтересованным.

Часть 2.  Попробуйте так же, как в 1-й части упражнения, смотреть на что-то меняющееся: животных, людей, себя (свои ощущения). И не мешать себе воспринимать все изменения, то есть поведение, этих живых существ. Здесь вы попутно используете умения, выработанные упражнением № 9 («Человек как явление»).

Пояснение.

Если эта часть упражнения у вас получится, исчезнут раздражение или отвращение, которые вы раньше испытывали к кому-то. А если не исчезнут – пронаблюдайте их. Труднее всего это сделать по отношению к близким людям, с которыми вы живёте. Но всё равно – пробуйте.

Часть 3.   Когда получатся 1-я и 2-я части упражнения, попробуйте применить это умение ко всему происходящему «одновременно»: свои мысли, ощущения, действия; то, что видите вокруг (всё в поле зрения, а не отдельный предмет). И попробуйте выполнять это упражнение в присутствии других людей, во время общения с ними.

Можно попробовать такой приём. Мысленно произнести слова «я – живой организм», и пронаблюдать себя именно как живой организм, со всем происходящим в нём. В том числе с восприятием окружающего, с работой сознания.

Пояснение.

Принцип действия этого упражнения вот в чём. Когда мы воспринимаем что-то привычное, много раз виденное (или слышанное, или думанное), то как бы смешиваем воспринимаемое с ожидаемым. Причём ожидание часто подавляет восприятие, и возникает тягостное, напряжённое состояние, когда «ничто не радует», «всё надоело». Упражнение помогает освободить восприятие и его свободные переключения, избавиться от «тяжести».

Что такое «привычка»? Под этим словом подразумевают разные явления: от простых непроизвольных движений до частых попыток получать удовольствие от одного и того же. Но во всех этих явлениях есть общее – это то, что мы делаем, не очень-то наблюдая или совсем не наблюдая (не осознавая). Значит, чтобы от привычки избавиться или изменить её, нужно, чтобы она перестала быть привычкой – начать её наблюдать.

Наблюдать привычное действие легко: бросаешь беглый «взгляд» (т. е. внимание) на то, как что-то привычное делаешь, а в это время оно продолжает привычно делаться. За время «взгляда» можно заметить, что в этой привычке тебе нравится, а что – нет. И много ещё всякой «полезной» информации. Другими словами, если делаешь что-то по привычке, то хотя бы замечай, по какой.

Чтобы избавиться от какой-то привычки, можно заменить её другой привычкой. Чтобы заменить одну привычку другой, достаточно выработать эту новую привычку. Старую изживать нет необходимости – она будет оставаться, пока «может». Чтобы чему-то научиться, нужно добавить к тому, что уже умеешь, что-то новое, а не уничтожать то, что есть. Например, если вы уже «умеете» получать удовольствие от питья спиртных напитков, вы можете ещё «научиться» получать удовольствие от непитья их. От того, что остались трезвым, неотравленным (совсем!). А уж потом ваш выбор произойдёт сам: какая из этих двух привычек больше понравится.

Если у вас появилась мысль о том, к чему можно бы себя приучить (именно приучить, а не отучить от чего-то), и вам эта мысль понравилась, вы станете время от времени делать это – то, к чему хотите приучиться. Если от делания этого вам это не разонравится, вы станете делать это чаще, возможно, по-разному – так, как в данный момент для вас естественно.

Те привычки, которые называются «вредными»: курение, алкоголизм, нарко- и токсикомания, «обжорство» – все они имеют общую основу. Ещё добавлю к ним привычку «упрекать», стремиться к чувству «превосходства» над другими. Их общая основа состоит вот в чём. При малейшем появлении и даже предчувствии «неприятного» человек рефлекторно старается «уйти», перестать чувствовать, или чувствовать меньше реальности. Думаю, что «избавиться» от любой из перечисленных привычек по-настоящему невозможно, если оставить другие из них, хотя бы одну.  Потому что тогда останется их «общая основа». А может быть так: тот, кто бросит курить, станет больше выпивать и «упрекать». Тот, кто бросит наркотики, станет больше курить и, опять же, искать «превосходства». А неудовлетворённость этого поиска опять приведёт к наркотикам. А можно вырабатывать «обратную» привычку: при любом «сигнале» в мозг, особенно при неприятном,  «включать» больше механизмов восприятия.

Варианты-предложения, к чему можно попробовать себя приучить (хотя бы для тренировки)

1)    Как только замечу, что мысленно или вслух напеваю какую-то навязавшуюся песенку, обращаю внимание на то, нравится мне это или нет. Если нравится – напеваю уже сознательно, наблюдая, как получается. Если нет – перестаю напевать и обращаю внимание к происходящему.

2)    Во время курения, еды для удовольствия и другое. Когда курю или ем «просто так», не от голода, обращаю внимание на все свои ощущения, а не только на «приятные» и «ожидаемые». И на все мысли, все сомнения, как в упражнении №17 («Мысли без слов»).

3)    Когда возникает чувство «упрёка», желание упрекнуть кого-то вслух, или уже высказан мною упрёк, обращаю внимание на то, что действительно меня интересует, что непонятно в поведении этого человека, что хочется у него спросить. Когда это обнаружу, – спрашиваю.

4)    Когда спрашиваю кого-то о чём-то, наблюдаю свои интонации: нет ли в них оттенков «возмущения», напористости. Чтобы это был действительно «чистый» вопрос, а не замаскированное под вопрос возмущение, как, например: «ты что, не мог прийти пораньше?!»

5)    Когда говорю с кем-то, пробую определить для себя, что из следующих  действий я хочу сделать своей речью:

А)  сообщить ему что-то;

Б)  спросить у него;

В)  предложить что-то ему;

Г)  попросить что-то у него для себя (или потребовать, или «добиться» хитростью);

Д)  попросить, потребовать или добиться чего-то для кого-то другого (или других).

Все другие «словесные действия», видимо, можно свести к этим пяти. Если вы «бросаете» кому-то обвинение, упрёк, то этим вы, возможно: сообщаете ему, что вам очень не нравится его поведение; требуете (для себя или для других), чтобы он изменил своё поведение; требуете (для себя), чтобы он признал ваше превосходство над ним; сообщаете ему, как он мог бы поступать по-другому; предлагаете ему это новое поведение (считая, что так ему будет лучше). «Требовать» отличается от «просить» только «угрожающими» интонациями.

Если обобщать дальше, то окажется, что все словесные действия можно свести даже не к пяти, а к первым двум. Например, «предлагаю» или «требую» – сообщаю о своих догадках, как можно поступить, о своём желании помочь или добиться от него таких действий. «Прошу» чего-то для себя или для других – сообщаю о своём желании и, возможно, тут же спрашиваю: сделает ли он это? Когда я напоминаю ребёнку, отвлёкшемуся от дела: «ешь!», «пиши!» и т. п., я вроде бы ему ничего не сообщаю – он и так знает, что сейчас должен это делать. И уж тем более не спрашиваю. Но я обращаю его внимание к тому делу тогда, когда оно «ушло куда-то», и потому это может считаться сообщением. Но если ребёнок и так помнит о «деле», а не делает по какой-то причине, то тут уже уместнее спросить, по какой.

Суть этой «новой привычки» в том, чтобы, несмотря на эмоции, всё-таки наблюдать, что я делаю и чего хочу, ну и сами эмоции тоже (отдельно).

Как-то раз я была в больших сомнениях, как поступить. Врачи сказали, что моему ребёнку нужна операция, хотя и несложная, и как можно скорее. Мне самой непонятны все тонкости и возможные последствия такой операции. А врачи не очень-то стремятся объяснять, как ни расспрашивай. В смятении я позвонила врачу, которому доверяю (который и должен был оперировать). И попросила разъяснить то, что меня мучает сомнениями. Он начал  разъяснения со слов: «Вы потом сами будете себя винить…». Говорил напряжённо, а через некоторое время просто положил трубку. Видимо, не хотел нервничать «зря». Я же несколько минут была в шоке. Оттого, что вместо определённости получила ещё более полную неопределённость: теперь даже не к кому обратиться.

Через некоторое время я сообразила, отчего это произошло. Я ведь спрашивала его не о том, «что я буду чувствовать когда-то потом». Это злосчастное слово «винить» (и его производные)! Пока мы будем их употреблять, нам будет трудно в моменты сомнений определять, что у нас спрашивают, что сообщают. И что мы хотим сообщить, что – спросить. И вместо заинтересованного, полезного общения будет получаться мешанина напряжения и нервозности.

Предложения.

Если вы хотите «изменить к лучшему» ваши отношения с кем-то из близких в семье или коллегой по работе, попробуйте «заключить договор» с ним. Первый вариант «договора»: вы договариваетесь взаимно выполнять пункты 3) и 4) (см. выше). Второй вариант: вы договариваетесь взаимно выполнять пункт 5).

Если вы не можете заключить такой договор взаимно, попробуйте выполнять его условия сами. Обычно мы реагируем недовольством на недовольство друг друга, и так туда-сюда, с нарастанием. Не так уж важно, на каком этапе эти привычные реакции заменятся заинтересованностью.

Но если ваш «партнёр» по общению никак не «переключается» на новый стиль, или даже старается ещё крепче утвердиться в старом, «упрёчном»… У вас есть выбор: продолжать «тренироваться» с ним и ждать, что он всё-таки тоже начнёт «продвигаться», или, если это не трудно, расстаться с ним.

Если вы хотите, чтобы вам не мешала растерянность, робость, скованность в общении, (или, наоборот, амбициозность и вспыльчивость) приучите себя видеть в словах людей только информацию (ту, которая есть): вам сообщают или вы сообщаете, у вас спрашивают или вы спрашиваете. Когда к этому хорошо привыкнете, то и всё остальное (желания, просьбы и требования, скрытые намерения) станете воспринимать как «интересные», но «рядовые», явления, не будоражащие нервы. Допустим, кто-то в разговоре с вами употребляет понятие превосходства человека над человеком и этим «давит» на вас. Если вы сами этого понятия не употребляете, то в его словах для вас не будет информации. Вернее, будет только информация о том, что этот человек употребляет это понятие (и для чего).

Вы можете сами придумывать новые привычки, которые, как вам кажется, помогут вытеснить старые, мешающие жить полноценно. И проверять их на практике, наблюдая, что получится.

Наблюдать свои привычные действия – это проявление того, что мы называем интеллектом. Значит, чем реже мы наблюдаем свои привычки, тем «ниже интеллект». Видимо, поэтому, например, иногда вызывает отвращение такое поведение, когда человек во время еды весь уходит в ощущения от приёма пищи, не наблюдая, как он это делает – чавкает, швыркает, высовывает язык и т. п. Это природное отвращение к «уничтожению» сознания там, где оно физиологически может быть. В поведении животных нам нравятся проявления «разумности» (любопытство, смышлёность), а в поведении людей противны проявления примитивности.   

Привычки облегчают жизнь, давая нам возможность не контролировать всё своё поведение. Поэтому многие люди, особенно занятые интеллектуальным трудом, не считают нужным даже замечать то, что делается привычно. «Буду я ещё обращать внимание на всякие пустяки!» Тем более, что дома хочется отдохнуть, расслабиться. На работе – другое дело, там «нужно» быть сосредоточенным. Получается, что дома мозг «дремлет», привыкает не воспринимать происходящее, а на работе его «заставляют» не дремать. Но если «не дремать» – значит напрягаться, а напрягаться – значит «тормозиться», то не очень-то продуктивным будет такой интеллектуальный труд. А начать учиться сосредотачиваться без напряжения можно только в спокойной, привычной обстановке. Так что, если вы хотите быть в любой обстановке находчивым, гибким, бодрым («умным»), наблюдайте что-нибудь постоянно: и дома, во время отдыха или повседневных, «простых» дел. Если тяжело, хочется спать – так поспите по-настоящему, а потом по-настоящему живите.

УПРАЖНЕНИЕ №20        Смотри прямо.

Следите, чтобы ваше внимание было постоянно на чём-то конкретном, определённом. Если оно переключилось с одного на другое, так и наблюдайте это другое. Чтобы не получалось так, что вы сами не знаете, на чём сейчас ваше внимание. При этом не тормозите частоту и непрерывность переключений внимания.


На главную|Содержание | Предыдущая глава| Следующая глава | Обсудить на форуме

Hosted by uCoz