Кравченко О.В. "Вездескоп в голове, или Человек Замечающий"

На главную|Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава | Обсудить на форуме


Смена установок

Что такое «установка»? Это «убеждённое» намерение – представление без сомнений о том, как будешь действовать. Или о том, что будешь чувствовать. Короче, о том, что с тобой будет происходить.

В книге «Психотехнические игры в спорте» есть такая игра (называется «Волшебный карандаш»). Игроки по очереди командуют ведущему, стоящему у доски, одну из четырёх команд: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Ведущий рисует на доске чёрточки одинаковой длины в направлениях, соответствующих командам. В результате получается фигура. На доске перед игроками несколько вариантов таких фигур. Какую из них рисовать, игроки не договариваются. Каждый выбирает любую. Но рисуют-то вместе, и только одну. Фигуры такие, что, даже нарисовав половину фигуры, ещё не понятно, какую из них рисуешь. К тому же, неизвестно, кто с какого места фигуры начал её рисовать. И вот, представьте, вы «рисуете» и собираетесь дальше рисовать одну из фигур, а кто-то из игроков вдруг подаёт такую команду, что «ваша» фигура становится нарушенной. Нужно выбирать другую, чтобы рисовать дальше. Вот это и есть «смена установки». Реакции игроков (на необходимость менять установку) разные. Кто-то испытывает бурные отрицательные эмоции, кто-то переносит это спокойно, по-деловому.

В реальной жизни всё, конечно, гораздо сложнее. Сами наши действия, особенно во время общения с людьми, очень разнообразные и сложные. И результаты их не такие наглядные: что там думает, чувствует и хочет другой человек – не увидишь, как на экране.

Поэтому менять установки в реальной жизни может быть гораздо труднее, чем в той игре.

Если вы сами, или кто-то из ваших близких, – «вспыльчивый» человек, то вам будет понятен такой пример. Допустим, вам показалось, что кто-то вами недоволен (вашим поступком). Ваша реакция – вспышка злости. Вы отвечаете резко, возмущённо. Вот тут попробуйте уловить: какое время длится сама «примитивная реакция» злости, а когда вы начинаете её в себе «поддерживать», доказывать, что она «правильна», что только так и можно «реагировать». Реагировать так, возможно, для вас естественно, но сама реакция длится недолго. За это время вы можете успеть сказать одно-два слова, ну, короткую фразу, а можете и ничего не успеть, кроме как почувствовать злость. А дальше начинает действовать установка: буду доказывать, что я всё делаю правильно, а ты – неправильно, буду злиться дальше. И, когда не очень удаётся доказывать, возникают новые вспышки злости. Попробуй-ка кто-нибудь сказать вам в это время, что вам неплохо бы сменить установку…

Где-то в семидесятых годах один психолог проводил эксперимент с помощью детей-школьников. Назывался тот эксперимент «Учение с увлечением». В журнале «Пионер» было предложено всем желающим принять в нём участие. Для этого надо было выбрать из школьных предметов тот, который для тебя самый трудный и «нелюбимый». И попробовать сделать его «любимым». Когда садишься за домашнее задание по этому предмету, делать весёлое и довольное лицо, повторять мысленно «как мне нравится математика», «я люблю математику» и т. п. Когда идёшь на урок – то же самое. Потом школьники писали тому психологу, рассказывали, что у них получилось. И у многих действительно получилось. Видимо, им удалось преодолеть установку: если не получается что-то, то надо делать кислый вид и считать этот предмет «нелюбимым». Но у некоторых ничего не вышло. Может быть, у них причина «нелюбви» к предмету была вовсе не в такой установке, а в другой, или совсем не в их установках.

А возможно, и причина была та же, но преодолеть установку не удалось. Способ, предложенный для этого, не подошёл. В самом деле, «выражение» лица и слова довольства или недовольства – это ещё не само наше удовольствие или неудовольствие. Хотя и связаны с ними. Установка ученика, которому не нравится школьный предмет, состоит в том, чтобы уводить внимание от той информации: слов учителя, слов в учебнике, самого учителя. И искать «объяснение» этого: учитель меня не любит, плохо преподаёт, у меня нет способностей к этому предмету или «просто не нравится, и всё». Или, чего доброго, «я вообще неспособный и ни на что не годный».

А теперь мой вариант эксперимента «Учение с увлечением». Предложить ученикам выработать у себя привычку постоянно что-нибудь наблюдать. То, что можно в данных обстоятельствах. Но не «застревая» надолго на одном, а то другое упустишь. И на «нелюбимых» уроках есть что понаблюдать. Для этого нужно так «расшевелить» переключения своего внимания, чтобы они были непрерывными, всегда заинтересованными (интуитивными), можно и без слов, как бы мимолётными. И, когда замечаешь, что они перестали быть такими, возвращаться к «таким». Конечно, для этого надо найти свой «способ» такого наблюдения, который тебя не утомляет, а делает жизнь яркой. И включать в свои «беглые» наблюдения всё больше явлений, в том числе те, которых раньше избегал. Даже те, наблюдать которые заставляют взрослые: «слушай внимательно!», «смотри сюда!», «не отвлекайся» и т. п. Почему бы не взглядывать мимоходом и туда? Там тоже что-то происходит.

Эта установка-привычка, если её выработать, поможет в любой жизненной ситуации. Ею можно сменять любые другие установки, даже те, которые вы не осознаёте. Как в случаях со «вспыльчивостью» и «нелюбимыми предметами», когда мы сами страдаем от этих установок, но не можем их не только заменить, но и обнаружить.

А теперь пример для «не вегетарианцев» тех, кто ест мясо животных (видимо, для большинства из нас). Вам хоть иногда приходит в голову, что такое эти «котлетки», «колбаска», «сосисочки», которые вы едите и которые так ласково предлагаете своим детям? Ну конечно, приходит, но есть установка: об этом не думать и не говорить, чтобы не портить аппетит. Есть ещё такая установка: считать, что это необходимо, что без мяса «не проживёшь». А те примеры, которые мы узнаём: кто-то всю жизнь был вегетарианцем, кто-то своих кошек кормит только овощами, и они живут уже по тридцать лет – рассматривать как недоразумения или исключения. То, что «медики так говорят» – самый сильный козырь в поддержку мясоедения. Но медики иногда веками говорят одно, а потом сенсационно это опровергают. Выводы медиков, психологов и других специалистов тоже могут быть результатом «массовых установок». Ну и как не привыкнуть уходить от действительности, если приходится любить птичек и рыбок и, в то же время, есть мясо?

Иногда люди с удовольствием говорят, что «у меня нет никаких заморочек насчёт еды – ем всё!». А для того, чтобы они могли «есть всё», крутится мощный механизм убийств почти сознательных животных. И это – не заморочка? Иногда кажется удачным такой оборот: их же всё равно уже убили – почему бы не есть? Один вопрос. Чего бы вам больше хотелось, что было бы приятнее: убедиться, что эти убийства обязательны для жизни человечества, или убедиться, что без этого можно так же нормально жить?

Название этой статьи – «смена установок» – вроде бы не соответствует сути данной методики: только наблюдать. Но установка может быть длительной и ненаблюдаемой, как те, о которых говорилось. А может быть наблюдаемой и временной: пока мы видим, что она «подходит» (как в самом первом примере – в игре «волшебный карандаш»). Как вы думаете, очень трудно вам сменять ненаблюдаемые установки наблюдаемыми? То есть, начинать рассматривать свои установки: как они установлены.

Чтобы не было трудно переходить от «ненаблюдения» к наблюдению, предлагаю ещё два упражнения.

УПРАЖНЕНИЕ №31        Проверка наблюдения.

В любой ситуации начинайте непрерывно «проверять», прослеживать: наблюдаете ли вы происходящее, и что именно? При этом вы можете наблюдать и то, что вы уже чувствовали или думали (только что или раньше), и то, что именно сейчас происходит. Переключения внимания будут происходить сами, а вы только наблюдайте, не перестали ли вы наблюдать.

Пояснение.

Иногда не получается выполнять это упражнение долго. И не надо. Оно (так же, как и некоторые другие упражнения) как бы «встраивает в происходящее», и дальше ты уже и без него воспринимаешь всё полнее. А если опять перестал, повтори упражнение.

Иногда «удаётся» пронаблюдать то, как ты некоторое время что- то не наблюдал («глубоко» задумался, «поддался» эмоциям). И только так оно и могло происходить (не наблюдаемо), но если потом это не пронаблюдать, то оно забудется, как будто и не было.

УПРАЖНЕНИЕ №32        Проверка переключений.

Начните «проверять», следить, как происходят переключения вашего внимания: насколько непрерывно, легко и «интуитивно». Не останавливаете ли вы на чём-то внимание искусственно, напряжённо.


На главную|Содержание | Предыдущая глава| Следующая глава | Обсудить на форуме

Hosted by uCoz