Кравченко О.В. "Вездескоп в голове, или Человек Замечающий"

На главную|Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава | Обсудить на форуме


Наблюдение речи

Речь – и продукт, и орудие сознания. То есть, речь возникла в процессе формирования сознания, и с помощью речи оно работает. Но не всегда. Иногда (и даже часто) речь только создаёт иллюзию сознательной деятельности и тем самым усыпляет сознание.

Например, так бывает, когда мы говорим что-то машинально, сами не замечая своих слов. Если сразу, как скажем, заметим это, то ещё помним, что сказали. А если пройдёт некоторое время, и нам об этом напомнят или переспросят, то мы уже не помним совершенно: «Разве я это говорил?». Это так же, как со снами: если сразу после сна или во время него проснуться, то помнишь, что снилось. А если не сразу, то ничего не помнишь, и кажется, что не снилось ничего.

Но это крайний и самый очевидный случай. Кроме того, сознание усыпляется неточностью значений слов, когда мы этой неточности не замечаем.

Большинство слов в языке имеют обобщённые, неконкретные значения, и их можно понимать и употреблять по-разному. Попробуйте, например, представить себе, что могут означать слова: «хорошо», «плохо», «свобода», «счастье», «справедливость», «культурный», «честный», «честь», «добро», «зло», «святой», «совесть», «верность», «верить», «понимать».

Эти слова связаны с эмоциональной реакцией людей на какие-то «обобщённые» ситуации. Часто они и обозначают эти эмоциональные реакции, отношения, а не сами ситуации. Но мы этого не замечаем и употребляем эти слова для обозначения ситуаций и явлений. А в это время слова эти сами вызывают у нас определённые эмоциональные состояния (часто совсем не те, которых ожидает говорящий). Когда мы говорим такие слова, нам кажется, что мы с их помощью лучше понимаем происходящее, а на самом деле – уходим от восприятия того, что и как конкретно происходит.

Если, когда вы пытались представить себе, что обозначают перечисленные выше слова, вам показалось, что вы хорошо, однозначно представили себе их значения… Значит, и вы употребляете эти слова для добывания «иллюзий уверенности».

А ещё такие (эмоционально окрашенные, обобщающие) слова используют для того, чтобы вызвать у другого человека какое-то определённое отношение, какие-то мысли и чувства. И чтобы не «поддаваться» таким попыткам (иногда неосознанным) управлять вами, опять же нужно уметь видеть само происходящее, не слишком связывая его со словами. Но тогда и сами слова, и их влияние надо наблюдать как происходящее.

Рассмотрим примеры употребления некоторых слов и оборотов речи.

Давая «оценки» и «характеристики» кому-то или чему-то («там весело», «это ужасно», «приятный человек»), мы сами часто воспринимаем эти определения как абсолютные, не замечая, что на самом деле происходит чья-то реакция, чьё-то отношение (весело кому-то, а кому-то, может быть, и нет; ужасает конкретно кого-то, а не «вообще ужасно»; приятно кому-то общаться с этим человеком, может быть, многим, но не всем).

Когда мы говорим о человеке (о себе или о другом), какой он: глупый, умный, добрый, подлый, злой, порядочный, наглый и т. п., мы говорим и о том, что происходит с этим человеком (часто или в конкретное время), и одновременно о своём отношении к тому, что с ним происходит. Но часто такого «сложного» значения слов мы не осознаём, считая их абсолютной характеристикой, такой же, как, например, «твёрдый», «жидкий», «тёмный», «светлый», «горячий». Хотя и эти слова, то есть любые прилагательные, отражают наше восприятие чего-то (мы воспринимаем предмет светлым, горячим и т. д.).

УПРАЖНЕНИЕ №13        Наблюдение слов.

Наблюдайте иногда употребление прилагательных и наречий (характеристики предметов, животных и людей) в речи – своей и других людей, устной и письменной. Определяйте для себя, что из объективно, реально происходящего отражается в этих словах, а что – из чьих-то ощущений.

Не обязательно, конечно, анализировать таким образом каждое сказанное или услышанное прилагательное и наречие. Хотя бы те, которые привлекли ваше внимание. И те, которые употребляете или слышите особенно часто.

Например, прилагательное «хороший» и наречие «хорошо» может означать «подходящий для чего-то». Для чего в данном случае?

Потом попробуйте так же наблюдать другие слова – существительные, глаголы. Употребили вы, к примеру, слово «друг» – обратите внимание, что на самом деле стоит за ним, что реально происходящее с вами, с теми, о ком вы говорите, а, может быть, с кем-то ещё.

То, что мы обозначаем существительными и глаголами – это предметы и явления. Можно взглянуть на этот предмет или явление как бы из космоса: что оно тогда из себя представляет? А потом на это же взглянуть «от себя», субъективно.

Если вы сами сказали слово, то вам легче пронаблюдать, почему оно сказано и зачем, и что вы сами при этом почувствовали. А если услышали от другого, – какие чувства и ощущения оно вызвало у вас. А то, почему оно сказано и зачем, вы можете предположить или спросить.

Такое наблюдение слова может происходить очень быстро, мимоходом, а может перейти в рассуждение – пусть каждый раз будет так, как получится.

Пояснения.

Если взять наугад любое слово и попытаться определить, что оно означает, придётся представить себе не один, а несколько вариантов значений, которые это слово может принимать в разных случаях жизни, и то приблизительно. Да ещё можно отметить для себя, какие ощущения может вызвать у вас это слово.

А если пронаблюдать слово, употреблённое реально в конкретном случае, то значение его одно, хотя и сложное: отчего, почему оно сказано, с какой целью и что вызвало.

Делая это упражнение, вы сможете научиться наблюдать такие случаи, когда вы говорите «двусмысленно» или неосознанно придаёте словам «слишком большое» значение, используя их для «добывания уверенности». То есть, не просто называете словом какой-то предмет или явление, а ещё и ищете в этом слове ответы на вопросы: как «надо» и как «не надо» поступать, «что делать» и «что не делать» (вам или кому-то другому), что чувствовать и что не чувствовать.

Вот пример «стандартных» слов, которые часто говорятся неосознанно: слова «надо», «нужно», «должен». Особенно выражение «человек должен…» (дальше могут идти слова, обозначающие какие-то действия, но чаще – чувства, отношение к чему-то, например, «человек должен верить…, любить…, уважать…, стремиться  к тому-то). Если понаблюдать за употреблением таких фраз, то можно обнаружить, что именно они означают. Чаще всего их можно перевести как «я хочу, чтобы ты (или кто-то ещё, или все люди) чувствовал в таких-то случаях то-то и то-то». А поскольку чувства руководят действиями, то, значит, «я хочу, чтобы ты (или все люди) поступал так-то». Тут мы так же, как и со словами-оценками, возводим в абсолют своё отношение к чему-то. Конечно, иногда это отношение совпадает у многих людей. Например, многие хотят, чтобы все люди «были честными, искренними». Также многие хотят, чтобы все люди «верили в Бога», «боялись Бога», любили природу, искусство, интересовались литературой... Но каждый, кто говорит фразу типа «человек должен…», говорит её, потому что именно он хочет, чтобы так было, а не потому, что этого хотят другие. А тот факт, что этого хотят и многие другие, используется для добывания уверенности самому себе.

Слово «надо» мы часто употребляем уж совсем машинально: «надо сделать то-то». И при этом не упоминается (а иногда даже не подразумевается), кто же это будет (или не будет) делать, когда и как. Попробуйте наблюдать, как вы (или другие) говорите такие фразы. Кажется удобным, правда? Только при этом многое остаётся скрытым (даже для самого говорящего). А теперь попробуйте вместо таких фраз задавать вопросы: «как бы мне это сделать?», «ты можешь сделать это?», «кто бы мог это сделать?», «когда нам лучше сделать это?», и т. п. Бесконечное множество вариантов, в зависимости от ситуации и гибкости вашего воображения. Таким образом можно тренировать эту гибкость, и тогда «чувство неуверенности» не будет вас мучить. То есть оно будет возникать, но страдать вы от него не будете. Наоборот, оно станет стимулировать увлекательный поиск и остроту восприятия.

Для разнообразия и точности выражений слово «надо» можно заменять словами «придётся», «пора», «может, лучше» и другими. И, как ни странно, очень часто слова «надо», «должен» удачно заменяются словами «можно», «может». Попробуйте. Или можно просто сказать без всяких «лишних слов»: «сделаю то», «сделай это».

Вообще-то, по логике, слова «должен» и «надо» требуют употребления с ними слов «чтобы» или «для»: «Ты должен мне помогать…, чтобы я всё успевала и не была раздражённой». «Надо только выучиться ждать, надо быть спокойным и упрямым…, чтоб порой от жизни получать радости скупые телеграммы».

А фразы со словами «надо было» и «не надо было» – это прямо скрытые разжигатели войны. «Раньше надо было думать!»; «Не надо было этого делать» и т. п. – и пошли взаимные упрёки, хотя никто не понял, как это получилось. Вроде ничего особенного не сказал…

Здесь и далее приводятся только некоторые слова и выражения, которые могут обеднять наше восприятие. Но самостоятельно находить их в повседневной жизни – это замечательная тренировка наблюдательности и интуиции.

Когда мы говорим или слышим некоторые слова, у нас возникают мимолётные чувства, как бы ощущения, что что-то не так, не совсем точно сказано, не совсем понятно (или совсем не так, совсем не понятно). Но так как эти слова и фразы, выражения употребляются часто и всеми, мы не придаём значения этим чувствам, не прислушиваемся к ним. Так обобщающие, стереотипные («шаблонные») слова «выключают» наше восприятие. Хотя создают иллюзию, что мы «всё понимаем»: раз найдено слово, название, значит, понятно.

Вы, наверное, заметили, как много слов в этой книжке взято в кавычки. Я это делаю тогда, когда чувствую, что слово подобрано приблизительно, «за неимением лучшего». Хотя иногда такие неточные слова помогают лучше создать образ, представление.

УПРАЖНЕНИЕ №14        Кавычки.

Мысленно отмечайте те слова в речи (своей и других людей), которые вы бы взяли в кавычки. То есть те слова, которые вам кажутся слишком обобщёнными или приблизительными, которые хочется заменить более точными, но пока нечем.

Можно выполнять это упражнение с письменным текстом – с любой книгой, газетой, журналом, письмом.

Пояснение.

Желание взять слово «в кавычки» может появиться при одном прочтении, а в другой раз, читая то же самое, такого желания не появится. Наблюдайте всё так, как есть.

Для того, чтобы обобщающие слова именно помогали объяснять, а не мешали, их используют не по одиночке, а в перечислении с их синонимами и более конкретными выражениями, примерами. Это можно пронаблюдать в произведениях классиков литературы. Поэтому явления и ситуации, описанные ими, мы можем так хорошо представить.

Попробуйте тоже поучиться такой «полноценной» речи.

УПРАЖНЕНИЕ №15        Разными словами.

Часть 1.

Любое, первое попавшееся, слово дополните синонимами, которые «сами приходят в голову» (подходящими для этого конкретного случая). Например: ёлка стоит – растёт – торчит – возвышается; ручей – водица – журчалка; кактус колючий – шипастый; облака расплывчатые – неясные – туманные – размытые; хочу пить – глотать – хлебать – поглощать.

Хотя эта часть упражнения обозначена значком ¸ проделывайте его с теми словами, которые приходят в голову в связи с происходящим. Например, что видите, о том и говорите.

Потом попробуйте брать для этого упражнения слова, обозначающие психические процессы и явления, например: буду думать – размышлять – прикидывать, как это может быть – представлять, что можно сделать – перебирать варианты… Синонимы могут быть распространёнными, то есть целыми словосочетаниями и фразами, короче, как только вы можете ещё сказать о том же самом.

Часть 2.

Если вы в разговоре или мысленно сказали какое-то обобщающее или неточное слово или стереотипное, шаблонное выражение и заметили это («слово в кавычках»), тут же поясните его, подобрав (как в 1-й части упражнения) другие слова, какие только можете. Возможно, придётся произнести небольшой монолог (вслух или, для начала, «про себя»), рассказывая, что вы имели в виду. Например: «это ужасно» – «мне не по себе оттого, что такое происходит» – «так и хочется что-нибудь придумать, чтобы такого не было». «Ты думаешь только о себе!» – «меня раздражает, что ты не замечаешь, когда я чем-то увлекаюсь, кажется, что тебе безразлично, хорошо мне или нет». Можно и поконкретнее, именно о том, о чём идёт речь. Возможно, вы научитесь вообще не говорить шаблонных фраз, а сразу приступать к их «расшифровке».

Часть 3.

 Услышав от кого-нибудь неконкретное или шаблонное слово, выражение, если вам не совсем ясно, что за ним стоит, обязательно спрашивайте: «что значит…(это слово или выражение)?», «как это?», «можно подробнее?» и т. п., теми словами, которые для вас естественны.

Пояснение. Часто в определённой среде или в отдельных группах, коллективах складываются свои стереотипные выражения. Или они возникают у одного человека – привычка часто говорить какое-то слово. Такие слова, если они приняты и кажутся стильными, модными, «останавливают» наблюдение, так как кажется, что лучше уже не скажешь. Вот их-то, и вообще те слова, которые часто говорите, обязательно наблюдайте.

Рассмотрим ещё некоторые слова, искажающие наше восприятие мира. Это те слова, которые часто бывают вызваны эмоциями, но и сами очень сильно влияют на эмоциональный фон человека и направляют его мысли.

Например, слово и понятие «осуждать».

Отрывок из разговора:

Может быть, не стоит его осуждать…

Я и не осуждаю, я только удивляюсь, как можно так поступать!

Первый собеседник употребил обобщающее слово «осуждать», не потрудившись поискать более конкретные или расспросить подробнее о том, что происходит со вторым. Осуждать – «нехорошо», об этом говорит библия. Поэтому второй собеседник нашёл другое слово: «удивляюсь», удивляться можно. Но что при этом с ним происходит, – это как раз он и сам упускает из виду. Удивиться можно на секунду, а вы представляете себе застывшее, растянутое удивление? Может быть, он вызывает у себя «удивление» нарочно, искусственно? Возможно, но зачем? Скорее всего, так человек добывает себе «запас уверенности» в виде «дозволенных» эмоций или в виде «чувства превосходства» (не сознаваясь себе в этом), невольного сравнения себя с ним: «вот я бы никогда так не поступил, я правильно живу, а он – неправильно, ему надо меняться». И при этом ищет «поддержки», подтверждения у собеседника. Слово «осуждать» и существует для обозначения такого распространённого явления. Толчком для него может быть недовольство другим человеком (он поступил не так, как мне хотелось бы). Это неприятно, и потому хочется утешить, наградить себя «чувством превосходства». Недовольства тут может и не быть, может быть всё равно, а иногда есть даже скрытая радость, что он ведёт себя «не так, как надо» – есть повод понаграждать себя.

Примерно то же означает слово «упрекать». Эти слова могут обозначать действие (говорить слова упрёка вслух или мысленно), а могут обозначать чувство («чувство упрёка»). Есть ли на самом деле такое чувство? Попробуйте пронаблюдать сами. Может быть, оно состоит из более «простых», определённых чувств и явлений?

Понятие «обида» – это примерно то же, что и «осуждение», но более болезненно. Недовольство поведением другого человека здесь занимает большое место. «Обида» состоит из четырёх «частей»: 1) недовольство (он поступил не так, как мне хочется); 2) злость на него за это; 3) поддерживание в себе этой злости разными доказательствами того, что она оправдана, что ей есть серьёзные причины; 4) попытки наградить себя чувством превосходства. Количественное соотношение этих «частей» может быть разным. Хотя обиду называют чувством, на самом деле это – сложное состояние. Оно становится длительным из-за третьей и четвёртой «частей», то есть из-за того, что человек старается «добыть» себе определённые эмоции. Первые две «части» – недовольство и злость (то, что «приходит само») – это не одно и то же: мне может быть неприятен чей-то поступок или слово, но я могу и не разозлиться на него, восприняв его как неприятное явление, и только. Тогда и «обиды» не будет. Могу разозлиться на секунду – сработает первобытная реакция, – но не начать пытаться поддерживать эту злость, отыскивая ей всё новые поводы (например, удерживая воспоминания, как этот человек «вредил» мне раньше, или придумывая варианты мести, или называя его разными «обвинительными» словами). Третья и четвёртая части, похоже, неразлучны. Потому что злость – неприятное чувство, она требует компенсации, и, если удерживать её, то хочется удерживать и «награду» – чувство превосходства. Иногда пытаются «перескочить» через третью, неприятную, часть, говоря: «плевать», «я выше этого» – это попытки обмануть себя, не чувствовать то, что чувствуешь, сразу переходя к четвёртой, «наградной», части. Но (!) невозможно полностью доказать себе и другим, что ты действительно «выше» кого-то, потому что такого явления («выше» – «ниже», хуже – лучше) на самом деле не существует. Это субъективное ощущение, попытка в сравнении с поведением другого человека почувствовать «правильность» своего поведения. То есть избавиться от неуверенности (и даже приобрести «запас» уверенности). Но чем сильнее мы стремимся добиться за счёт других людей уверенности, тем больше наше самочувствие зависит от того, как нам это удаётся (как они нам это «позволят»). А значит, тем больше страдаем от неуверенности, вызывающей злость. И тем больше опять «требуется» чувства превосходства.

Этот заколдованный круг похож на наркотическую зависимость. Чем сильнее страдаем от комплексов, тем старательнее раздуваем амбиции. А чем больше раздуваем амбиции, тем больше впадаем в комплексы, и тем больше «потребность» в амбициях.

И выход тут один: избавиться от самого «наркотика» – привычного и навязчивого понятия о превосходстве. Рассматривать всё происходящее в мире как равноправные явления. То есть наблюдать всё, что можно, находя в себе интерес к явлениям самым разным, но происходящим на самом деле. К своим эмоциям, приятным и неприятным. К тому, как ты пытаешься от них избавиться или добывать их, и к тому, что из этого получается. Ко всему, что ты в состоянии воспринимать. А эти возможности очень большие и не зависят от того, сколько у тебя денег и «материальных благ». Если от чего-то они зависят, то разве что от здоровья.

Вообще-то принято считать, что амбиции, честолюбие – это то, что движет прогресс общества. То есть, если человек хочет превзойти других, почувствовать своё превосходство, это даёт ему повышенные возможности действовать. Но всегда ли даёт? Видимо, только в том случае, если это стремление к превосходству даст «толчок» появлению интереса к какой-то деятельности. А это может получиться только тогда, когда у человека высокая способность заинтересовываться, и если он может легко переключаться со стремления к превосходству на интерес к делу. Но для появления интереса совсем не обязательно иметь именно такой «толчок». Тем более что за него обязательно приходится расплачиваться: бояться, что не получится превосходства (а оно и не может всегда получаться), комплексовать и завидовать, когда у других получается «лучше». «Здоровым честолюбием», видимо, называют такое свойство, когда желание превосходства не «растягивается» надолго и не преобладает над интересом, не служит вместо него для добывания приятных эмоций (уверенности). Но (!) употребляя слова и понятия «честолюбие», «самолюбие», мы тем самым как раз растягиваем это явление.

Родители, обратите внимание: не пичкаете ли вы своих детей «наркотиком» чувства превосходства. Например, таким образом: «Ну и платье у тебя! Ни у кого больше такого нет! Ты будешь самая красивая!» Или: «будешь заниматься спортом – станешь самым сильным в классе». Если вы успокаиваете себя тем, что «в небольших дозах» не вредно, то напомню, что  и наркомания так начинается.

Почему в главе «Наблюдение речи» так подробно рассматриваются все эти психологические явления? Потому что именно слова часто вызывают у нас комплексы эмоций и навязчивые состояния. Например, состояние «обиды» может быть вызвано самим словом «обида», «обидно», «обидели». Особенно у детей, но и у взрослых тоже. Вместо этого слова можно сказать «разозлился». Ведь злость быстро проходит, а скажете «обидно» – и как бы вынуждены поддерживать в себе это состояние, со всеми его «компонентами». А когда кто-то другой скажет о вас: «ты обиделся», или: «не обижайся», или даже спросит: «ты обиделся?», прислушайтесь, не возникает ли у вас ощущения, что от вас ждут определённых чувств, как бы частично определяют за вас, что вам думать и чувствовать. В качестве замены ещё можно попробовать слова «досада», «досадно» – они тоже не требуют длительного удерживания эмоций. А в общем, наблюдайте сами, какое слово что у вас вызывает и чего не вызывает.

А замечали вы, какую бурю эмоций может вызвать слово «виноват»? Некоторые считают, что чувство собственной вины «полезно». Но тот, кто склонен чувствовать «свою вину», обязательно (может быть, неосознанно) станет требовать или ждать этого же от других. Так может быть, вместо понятия «обвинять» (себя или других – неважно) стоит употреблять понятие «объяснять»? То есть: «это произошло, потому что…, из-за того, что…». Меньше будет страданий, а значит, меньше злости у людей друг на друга. А если отпадёт понятие «обвинять», то вместе с ним – и понятие «оправдывать». И то, и другое заменит «объяснение».

Слова «надоело», «надоел» мы часто произносим в раздражении, машинально, но тут же можем ощутить апатию, желание уйти от действительности. Часто слово «надоело» говорится в смысле «устал от чего-то» – так почему бы так и не сказать? Или в смысле «раньше нравилось, а теперь перестало нравиться или неприятно». Это уже совсем другие значения, а мы их иногда не различаем. Иногда говорят фразу «мне это уже надоело!» (с такой «угрожающей» интонацией) с целью «надавить» на другого человека, обратить его внимание на своё недовольство и заставить изменить поведение. Но достигает ли этот приём желаемого результата? Конечно, нет. Наоборот, вызывает раздражение и желание уйти, отгородиться. И если вам хочется по привычке сказать «надоело» или «ты мне надоел», обратите внимание: что на самом деле вы чувствуете и почему, чего хотите? Тогда, может быть, найдутся другие слова.

Часто приходится слышать от родителей в адрес детей странные фразы типа «Я кому сказал!». Смысла в них нет никакого, ничего не спрашивается и ничего не сообщается. Это «фраза-бич» – она нужна взрослому для того, чтобы подхлестнуть ребёнка и заставить его быстрее делать то, что от него требуют. От фраз-бичей есть хорошее защитное средство – «не обращать внимания». Результат: ребёнок привыкает не воспринимать слова взрослых, не искать в них смысла. Потом с этим ребёнком общаться трудно и родителям, и посторонним. А уж как трудно ему  самому жить среди людей, почти лишённому речи!

Да и на взрослого стереотипные слова влияют губительно. Они направляют «мышление» в заданную кем-то колею, и нужно много тренироваться, чтобы научиться на такие слова не отвечать так же стереотипно. Но зато, если научиться, то можно сделать «полезное дело»: помочь в этом и всем окружающим, ничего больше не делая, одним своим примером. Хотя способность воспринимать такой опыт от других у всех людей разная: кто-то быстро его улавливает, кто-то медленнее, а кто-то так медленно, что этого и не заметно. Но это нам не заметно, на самом деле влияние всегда есть.

У людей, старательно добывающих себе уверенность, часто встречается привычка делать «глобальные выводы» типа «это всегда так!», говорить обобщающие слова, когда речь идёт о чём-то конкретном.

5. Попробуйте обращать внимание, что происходит, когда вы или кто-то другой употребляете слова «вообще», «всегда», «никогда», «все», «никто», «всё», «ничего».

Тому, кто сказал такое слово, возможно, хочется «придать веса» своим словам или убедить в «правильности» своего поведения. У его собеседника может появиться ощущение, что говорить уже не о чём, растерянность, а если он ещё не всё сказал или не согласен – желание спорить.

Ещё для добывания уверенности часто неосознанно используется такой «приём». Когда человек чувствует или предполагает упрёк к себе, то в разговоре тут же переходит от «частного», конкретного к «общему», к неопределённым, но обобщающим словам. Например:

- Зачем вы говорили своему сыну неправду о его жене?

- Но мы же детей воспитываем для себя, чтобы они потом нам свой долг отдавали!

Не «я», а «мы», и непонятно, кто это – «мы», видимо, имеются в виду все родители на свете.  Ответ на конкретный вопрос дан так обобщённо и «отдалённо», что трудно уловить логическую связь между вопросом и ответом.

Очень часто для этого «приёма» используют фразы, начинающиеся со слов «человеку же нужно…», «каждый человек хочет…» и т. п.

Споры, конфликты часто возникают из-за того, что, говоря о чём-то обобщённом или о жизненной ситуации, люди учитывают разные конкретные моменты. Если вы с кем-то не согласны, попробуйте представить, что именно сейчас учитываете (представляете себе) вы, и что учитывает он. Таким «противоречивым» взглядам немудрено возникнуть, когда используют обобщающие понятия типа «свобода», «счастье», «справедливость» и т. п. Да и менее обобщённые, когда мы ими заменяем наблюдение того, что происходит на самом деле, и «давим» на эмоции.

Например, произносим «с чувством»: «это оскорбление!» или «это же подлость!» С помощью таких слов (эмоциональных слов-оценок) между людьми складываются как бы «договорённости», что в каких случаях «надо» чувствовать: когда – злиться, возмущаться, когда – страдать, переживать, когда – радоваться. Ощущение «уверенности» такие «договорённости» вроде бы временно дают, но при этом перестаёшь наблюдать и замечать, что же на самом деле чувствуешь. «Соглашения в оценках», если прибегать к ним каждый раз, когда возникает неуверенность, могут стать привычным «обезболивающим». Его называют такими словами: «поддерживать друг друга», «выговориться», «излить душу». Если «выговариваться» мысленно с самим собой, то есть когда никто с вами не «соглашается» и не «поддерживает», это создаёт ещё большее напряжение, так как накапливаются сомнения (правильно ли я оцениваю, правильно ли действую). А если привыкнуть к «обезболивающему» («поддержке» друга, подруги), то без него уже не сможешь обходиться, а оно может исчезнуть когда-нибудь или перестать помогать. 

Ну и как научиться обходиться без «поддержки»? Любые «сильнодействующие» слова наблюдать как отдельное явление (чем они вызваны, для чего говорятся, см. упражнение №13). А свои чувства и ощущения – тоже как отдельное явление (см. упражнение №8), переключая внимание с одного на другое, а не соединяя их (эти явления) в одно целое. Другими словами, не придавать слишком большого значения словам, даже очень «внушительным».

Как это действует? А вот как. Подбор слов-характеристик и слов-оценок даёт ощущение уверенности и понимания жизни только тогда, когда с ними кто-то соглашается. А непрерывное наблюдение «без слов» даёт ощущение, что, если вы ещё и не поняли чего-то или не знаете, что делать, то в любой момент можете понять (или придумать, что делать). Потому что постоянно что-то новое воспринимаете. И чьё-то согласие и одобрение тут вовсе не требуется. Говорят, что не стоит «копаться в себе». Копаться в себе с помощью обобщающих слов (например: «я вообще такая…») – и правда, пустое занятие. А «копаться» с помощью наблюдений – совсем другое. Ну а если хочется «поделиться» своими наблюдениями с кем-то, наверняка это вполне реально – вы же не будете ждать от него «согласия и одобрения».        

Чтобы лучше получалось непрерывное наблюдение, можете применить упражнение №31.

6. Когда вам «хочется общения» с кем-то конкретно или «вообще» хоть с кем-нибудь, попробуйте пронаблюдать, чего именно вы хотите от этого общения: что-то сообщить, что-то узнать или избавиться от неуверенности (приобрести уверенность). Если приобрести уверенность, то каким образом? «Наводящий» вопрос. Чего вы хотите: чтобы вас воспринимали без упрёков или с одобрением? (Объяснение этого вопроса будет дальше.)

Иногда заботливые родители, чтобы подготовить своего неопытного ребёнка (даже уже взрослого) к этой трудной жизни, старательно учат его словам-оценкам, словам-характеристикам. Им кажется, что так он быстрее научится ориентироваться в отношениях с людьми. Молодой человек, воспитанный таким образом, знает, когда что «надо» чувствовать, но часто не знает, что он чувствует на самом деле. А это ведь единственный его настоящий ориентир в этом мире. Когда он находит «подходящие» стандартные слова, ему кажется, что от этого он становится самостоятельным, независимым: «сам» во всём разбирается и делает выбор. А на самом деле, стоит кому-то умело употребить те же слова (например: «это унижение!», «она тобой пользуется», «как ты можешь ему доверять», «нельзя быть таким подозрительным», и всё, что угодно, в этом роде), и он во власти предлагаемых ему эмоций и ощущений. Тех эмоций, которые «должны быть». А те, которых «не должно быть» старательно не замечает.

7.  Встречалось ли вам такое явление, когда кто-то не понимает, что значит «неестественное поведение», и не замечает его за собой? А может, и вы не понимаете? Замечали ли вы за собой «неестественное поведение», в каких случаях это было?

Понаблюдайте «естественное» и «неестественное» поведение людей, можно и своё. Проверьте, кажется ли вам правильным такое «утверждение»: неестественное поведение – это поведение, вызванное ожиданием какого-то определённого состояния, чувства у себя или у других. Или желанием избавиться от какого-то состояния, например, от растерянности, смущения. А естественное поведение – это когда состояние, своё и других, принимается, как есть, со всеми текущими изменениями.

Предложение.

Попробуйте в разных ситуациях переставать к чему-то стремиться, чего-то ожидать («суетиться»), а спокойно наблюдать то, что приходит само. В том числе и свои действия.

Сама потребность в общении с другими людьми – это потребность в уверенности. Или в ориентирах. Чем отличается потребность в ориентирах от потребности в уверенности? Ориентиры – это то, что происходит во время общения, не «заданное заранее»: собеседник реагирует на ваши слова, сами вы как-то реагируете, что-то чувствуете. И по этим ориентирам, если вы их воспринимаете, строится ваше поведение. Вы чувствуете, что «ориентируетесь», и не страдаете от неуверенности. Если же вы плохо способны наблюдать ориентиры (по какой-то причине), то хочется раздобыть уверенности – чтобы не надо было ориентироваться. Причины, которые могут мешать наблюдать ориентиры, – это, например, когда вы ждёте «положительных» реакций других людей и «тормозитесь» при «отрицательных». Помните тот «наводящий вопрос» – что вам нужно: чтобы вас не упрекали или чтобы одобряли? «Упрёки» мешают наблюдать ориентиры, а одобрение создаёт иллюзию, что ориентиры не нужны. Если вам хочется одобрения, значит, вы вместо ориентиров ищете уверенности. Если вам хочется такого общения, чтобы вам только не мешали в нём упрёками и ожиданиями, значит, у вас развита способность ориентироваться. Но уж совсем «мастерский уровень» ориентирования – это когда никакие упрёки, предубеждения и ожидания чего-то от вас не мешают вам ориентироваться, интересоваться разговором. Этому можно учиться бесконечно, и так же бесконечно жизнь будет «становиться» увлекательнее и содержательнее.

В любом случае, каким бы ни был мой «уровень», если я говорю, и меня слушают, интересуются моими словами, я воспринимаю это как подтверждение того, что я «живу и действую правильно». Но если искать этого подтверждения (для утешения или удовольствия), а не той информации, которую можно получить из разговора (а информацию даёт не только то, что мне говорят, но и ощущения, реакции во время общения)… Тогда это уже не общение, а иллюзия его. Иногда мы старательно создавая себе такую иллюзию, повторяем одни и те же фразы, целые рассказы, не замечая, что это уже не несёт никакой информации никому.

  Особенно навязчивыми бывают повторения фраз, когда мы мысленно разговариваем «с кем-то». Такие мысленные разговоры часто происходят в состоянии неуверенности, например, после своих «неудачных» поступков или слов, или когда предстоит важный для нас разговор. При этом «уверенности» нам придаёт воображаемая реакция собеседника: мы невольно представляем, что эти слова ему понравятся, заинтересуют его. Или, что он будет растерян, ошарашен, огорчён, испуган – смотря чего нам хочется. Эти повторения фраз уводят от восприятия того, что происходит, «усыпляют» сознание. Но зато по ним вы можете легко обнаружить у себя состояние «неуверенности» и отсутствие наблюдения. А, обнаружив, начать наблюдать, и этим «избавиться от неуверенности».

Неуверенность – это когда есть потребность что-то делать, но не знаешь, что. Начни наблюдать то, что происходит, например, свою неуверенность, и это будет уже действие. Но, чтобы так получалось, нужно «не останавливаться» в наблюдениях. Например, так: пронаблюдал что-то, тут же пронаблюдал то, как ты это пронаблюдал, и так далее, пока тут есть, что наблюдать. И тогда заинтересованное наблюдение вытеснит всякие «иллюзии» и «запасы» уверенности, которые на самом деле зацикливают на неуверенности.

Придавать слишком большое значение словам, фразам не стоит ещё по такой причине. Потому что употребляться и восприниматься они могут очень по-разному. Приведу пример. «Весь мир – театр. В нём женщины, мужчины – все актёры». Эту известную фразу Шекспира иногда используют для «оправдания» притворства, неискренности. Мол, вот видите: классик это признал, узаконил, значит, это нормально. А для меня эта фраза – объяснение причин тех бед, трагедий, которых так много в мире. То есть, трагедии происходят там, где люди не умеют «быть самими собой», противоречат своей природе, играют, а не живут. Но в мире не одни только трагедии. Когда человек умеет быть «искренним», его жизнь не заходит в тупик. Слова «весь», «все», употреблённые Шекспиром, кажутся мне проявлением эмоций крайнего сожаления, отчаяния. В моменты растерянности, неуверенности во время отрицательных эмоций часто хочется применять такие глобально-обобщающие слова. Ну а для самого Шекспира, возможно, эти слова были выражением того, насколько важен для него театр, и того, как он может быть нужен людям, когда верно изображает саму жизнь.

«Мысль изречённая есть ложь» – это тогда, когда «сильными», эмоциональными словами подменяется поток мыслей (подменять может или сам говорящий, или тот, кто воспринимает). И тогда воспринимаются они ограниченно, определённо. Но, чтобы этого не было, надо не говорить слишком «уверенно» и напористо. А, услышав от другого человека слово, вызвавшее эмоции (и мысли), не «закреплять» эти эмоции и мысли при этом слове. Попробуйте на «сильные» слова смотреть с позиции «наверное, можно и так сказать».

 1.  Представьте, что люди пользуются речью таким образом: речь – это перебирание слов и фраз с помощью друг друга, в поиске подходящих сейчас. И при этом ни одно из найденных слов, ни одна из найденных фраз не считается «совершенно верной», даже «очень правильной». Ну разве что удачной, и то в восприятии кого-то конкретно.

Попробуйте ни одно из слов не выбирать как «самое правильное» и ни одно из слов не отвергать как «совсем не подходящее».

Слова – это «всего лишь» явление, сопутствующее восприятию и мышлению. При этом они могут играть разные роли в разные моменты: иногда – «очень важную», иногда – почти никакой или совсем никакой, иногда – «отрицательную». Вместо того, чтобы придавать им всеобщую «важную» роль, не стоит ли каждый раз конкретно смотреть, что эти слова «делают»? Если какие-то из них начинают мешать восприятию, почему бы не отказаться от них, хотя они и «приняты», и очень часто употребляются в обществе? Или сократить их употребление.

Ещё один пример ограниченности «с помощью слов». Считается, что детей нужно хвалить, что тогда они полнее проявляют свои способности. Но что происходит, когда мы говорим ребёнку: «молодец!», «хорошо!»? Мы «возводим в абсолют» своё отношение к его поведению. А ему для развития нужно своё отношение, своё восприятие всего, что происходит. В том числе и своего поведения. Мы отучаем его наблюдать. То же самое происходит, когда ребёнка упрекают. Значит, от похвал так же развиваются комплексы, как и от упрёков, и от пренебрежения. Другое дело – не скрывать своего удовольствия, радости от поступка ребёнка, но и не преувеличивать её, стараясь вызвать у него «такую же» реакцию. Вспомните, не чувствовали ли вы когда-нибудь смутной неловкости, когда хвалили кого-то или когда хвалили вас? Может быть, эта неловкость – сигнал о  том, что чувства «делаются искусственно»?

Как-то один человек у меня в гостях, попробовав салат, который сделала я, сказал: «Так ты – хорошая хозяйка!». Мне было бы гораздо приятнее услышать, что ему просто понравился этот салат. А так – возникло предположение: если ему не понравится что-то, он сразу сделает совсем другой «глобальный вывод».

Рассмотрим ещё слово – «прощать». В книге Леонида Бородина «Год чуда и печали» мальчик так отчаянно и тщетно выпытывает у мамы, что это значит. Иногда и нет «вины», а человека не прощают. А иногда вина остаётся, а его прощают, – как это понять? А для мамы всё это какая-то чушь: ведь есть такие «незыблемые» слова, сказала «прощаю» – значит, простила, что тут непонятного? Мама уже давно не наблюдает, что при этом происходит, а мальчик ещё пытается наблюдать, но помочь ему в этом некому… Зато есть те, кто может мешать.

Чтобы разобраться в слове «прощать», сначала определим слово «вина», «виноват»: по причине чьих-то действий кому-то стало хуже (если вам не нравится это определение, попробуйте придумать сами). В ответ на нанесённый вред у человека возникает чувство злости, которое он может поддерживать в себе длительное время (вызывать вновь и вновь), пытаясь мстить, убеждая себя, что это правильно, так и нужно делать, применяя слово «виноват».

«Обвинение» – это не одна только злость, это: «злость + желание изменить поведение, привычки другого человека» (например, мама наказывает своего ребёнка с целью «воспитания»; кто-то пускается в напористые рассуждения, пытаясь убедить другого, что «надо измениться»). Или «злость + стремление к чувству превосходства». А чаще всего, все три компонента: «злость + желание изменить другого + стремление к чувству превосходства». Злость вызывает потребность действовать, и этими «действиями» становятся: вызывание злости вновь; попытки изменить другого; попытки чувствовать своё превосходство над ним.

«Простить» – это значит: перестать чувствовать злость на кого-то при воспоминании о его поступке. Это может произойти само, неосознанно: ну не возникает больше злости почему-то, и не удаётся её у себя вызвать. А может быть осознанным действием – когда человек всё-таки заметил, как он вызывает и поддерживает в себе злость, ему это не понравилось, и он перестал.   

8.  Попробуйте наблюдать, что происходит, когда вы «упрекаете», «обвиняете» кого-нибудь, а также «осуждаете», «возмущаетесь», «обижаетесь», или как-то ещё болезненно реагируете на чьё-то поведение (как много общего между этими состояниями?). Чего вы при этом хотите: для себя; для этого человека? Хотите ли вы:

· почувствовать «свою правильность» по сравнению с ним;

· сделать так, чтобы он поступал по-другому;

· порадоваться тому, что ему плохо;

· разобраться, почему он так поступает?

Или что-то ещё, другое?

Хотите вы чего-то одного из перечисленных вариантов, или несколько из них?

Понаблюдайте, как будут меняться ваши желания в ходе наблюдения их. И как будет меняться ваше эмоциональное состояние.

Предположение.

Перечисленные выше эмоциональные состояния существуют во время «смятения», то есть, пока мы не определили для себя, чего хотим. Пока не знаем, что делать (или не совсем знаем).

Предположительная враждебность.

2. Представьте себе, что кто-то наступил вам на ногу в толпе, например, в автобусе. Довольно больно. Станете ли вы его «упрекать», «обвинять»? То есть, возникнет ли такое желание?

Вам могут представиться разные варианты этой ситуации:

1)     наступивший вам на ногу огорчился этим, извинился;

2)     огорчился, но не извинился («постеснялся»);

3)     извинился, но не огорчился (то есть формально);

4)     не заметил, что наступил;

5)     сделал это нарочно, чтобы вам было больно.

Ну как, представили каждый из этих вариантов? Пронаблюдали свои желания? Представить-то всё это можно, но невозможно точно знать, какой из перечисленных вариантов имеет место на самом деле. То, чего другой человек хотел, а чего не хотел, вы можете только предполагать, даже если есть внешние признаки этого «хотения» или «нехотения». Предполагать с разной степенью вероятности.

Зато вы можете пронаблюдать то, насколько вам хочется предполагать враждебность других, то есть свою склонность «обвинять». И насколько она устойчива, то есть: «уцепитесь» вы за это «обвинение» и станете себя тешить им, или быстро «успокоитесь». Если «уцепитесь», то это может надолго ограничить вашу способность наблюдать. Хотя может казаться, что вы хорошо наблюдаете, на самом деле все «наблюдения» будут одного плана (какой у него наглый взгляд, как он плохо одет, какие манеры и т. п.) – подкрепляющие «обвинение». Попытаться переключиться на совсем другое – это тоже значит ограничить наблюдение, так как всё-таки ситуация вас ещё занимает, ещё появляются эмоции и мысли, связанные с ней. Ну и наблюдайте их до конца, пока не пройдут.

Ситуация «наступания на ногу», конечно, простейшая. А сколько их бывает в жизни, когда проявляется наша склонность «обвинять»! Соседи сверху громко топают или заливают потолок; кто-то не дал вам сесть в автобусе; кто-то сам «обвиняет» вас в чём-то, – конечно, хочет, чтобы вас мучили сожаления… А на самом деле всему этому могут быть самые разные причины. И к тому же, человек, как-то поступивший с вами, сам продолжает что-то наблюдать и чувствовать, он может и пожалеть потом о своих словах или поступках, хотя вам об этом не скажет. Но если вам хочется, чтобы он жалел и мучился, – то это уже ваша к нему враждебность.

9.  Возможно, вы когда-нибудь замечали, как человек (чаще – женщина) «ни с того, ни с сего» начинает говорить «на повышенных тонах», «с нотой возмущения» в голосе. Особенно часто эта привычка встречается у продавцов, врачей, учителей – у тех, кто работает с людьми. Они привыкают ожидать возможного «упрёка», и, при малейшем предчувствии его (иногда без всякого повода), у них включается реакция «защиты методом нападения». Если и у вас бывает такая «запрограммированная» реакция, понаблюдайте её и всё, что вы при этом чувствуете.

УПРАЖНЕНИЕ №16        «Возмущайтесь» по плану.

Наблюдайте случаи, когда кто-то поступает нежелательно  для вас – любые, от мелочей до «крупных» длительных явлений. Можете сначала повспоминать такие случаи из прошлого. Наблюдайте их по следующему «плану».

1.      Сначала о том человеке – чего он хочет (ваши предположения) и как (возможно) пытается возместить невозможность выполнить своё желание.

2.      О себе: чего вы хотите для себя от него и чего – для него.

3.      Возникающие у вас предположения о том, что можете сделать именно вы в этой ситуации. (Не старайтесь сделать из них выбор – пусть этот выбор произойдёт «сам».)

Пояснение.

Конечно, всё так сразу не получится (даже когда вы «выучите» этот план). Конечно, часто будут возникать привычные, смешанные реакции: вас раздражает чьё-то поведение, а проявляете вы это раздражение упрёком. Но ведь вы это сразу (или не сразу, но когда-нибудь) заметите, и совсем не поздно приступить к упражнению, даже если уже вырвались «обвинительные» слова и прозвучали «возмущённые» интонации.

К некоторым людям с годами приходит мудрость, или «духовное совершенство», или умение воспринимать мир. Конечно, каждому хочется думать (причём в любом возрасте), что к нему это уже пришло. Но приходит это постепенно («по степеням») и с разной скоростью. Наблюдать скорость этого прихода можно, наверное, только одним способом: наблюдая, как вы учитесь «справляться» со стремлением к чувству превосходства. Чтобы мудрость приходила – ничего не поделаешь – нужно учиться «безупрёчному поведению», «безупрёчности».

Привычка в неприятных ситуациях сразу, непроизвольно кого-нибудь упрекать (вслух или мысленно), наверное, есть у всех – в той или иной форме, в большей или меньшей степени. И ещё есть определённая реакция на упрёк – наши ощущения, эмоции, когда нас упрекают другие. Или когда нам кажется, что нас упрекают. Так же, как своё недовольство мы часто проявляем упрёком, так и недовольство других воспринимаем как упрёк (даже если его нет). Эти два явления взаимосвязаны, и, если вы хотите избавиться от «комплексов», то есть от чувства «упрекаемости», вам придётся «справиться» с привычкой упрекать других. Этому поможет упражнение №16, а справляться с чувством «упрекаемости» – упражнение №16а.

УПРАЖНЕНИЕ №16а        «Упрекают – не упрекается».

Если вы почувствовали, или вам показалось, что вас «упрекают», вами недовольны, пронаблюдайте:

1.      Что чувствуете и чего хотите вы в этой ситуации.

2.      Ваши предположения о том, что чувствует и чего хочет другой.

3.        Варианты, что вы могли бы сделать, и как они вам нравятся.

Пояснения.

Упражнения №16 и №16а можно объединить в одно, особенно, если вам трудно вспоминать каждый раз «план действий». Тем более, что эти две ситуации обычно и происходят одновременно: упрёки возникают в ответ на упрёки, взаимно. Тогда просто в ситуациях «упрёчности» хоть кого хоть кем переключайте внимание по такой схеме: 1) на него (чего хочет он), 2) на себя (чего хочу я), 3) на возможные действия (свои). Можете менять порядок наблюдений – что после чего, так, как вам удобно и «само просится».

Доведите выполнение этих упражнений до того, чтобы «чувства» упрёка и упрекаемости были только первой реакцией на ситуацию. А дальше сразу следовал бы поиск всей информации, какую только можно извлечь из этой ситуации, чтобы сориентироваться.

Главное – в любой из таких очень неприятных ситуаций наблюдайте как можно больше. Хотя очень хочется скорее «что-то предпринять», пусть эти наблюдения и будут тем «срочным мероприятием». А помогать в наблюдениях может речь: когда вы что-то спрашиваете или объясняете, но только если она действительно помогает, а не поддерживает эмоции недовольства, злости.

УПРАЖНЕНИЕ №17        Мысли без слов.

Часть 1.  Замечайте свою внутреннюю речь (когда вы говорите что-то мысленно, «про себя»). Заметив, обращайте внимание на то, нужна она вам или нет, и для чего. Если заметите, что можно обойтись и без проговаривания этих слов и фраз, переставайте их проговаривать, пусть даже на полуслове. Но мысли, уже без слов, наблюдайте дальше.

Таким образом, попробуйте сделать так, чтобы слова были как бы следствием, отблеском мыслей (возникли так возникли, нет так нет), а не их «оболочкой». Примерно так же, как в упражнении №7 «выражение» лица становилось отблеском вашего состояния, а не наоборот – эмоциональное состояние отблеском «сделанного» выражения лица, пусть слова непроизвольно вызываются мыслями, а не мысли – упорно повторяемыми словами.

Пояснение.

Конечно, время от времени вы будете замечать мысленно повторяемые слова, особенно в затруднительных ситуациях, когда «надо что-то придумать», или, чтобы запомнить. Но стоит пронаблюдать и их, и то, для чего они вам нужны, и это получится гораздо лучше.

Неоправданно забыла я это упражнение и семь лет его не вспоминала почти. Теперь вот заметила, как напрягает меня эта внутренняя навязчивая речь. Стала замечать ее как «только что происшедшее явление», как только проговорю любые слова мысленно. Просто сразу вспоминаю их и заново представляю, как происшедшие «от чего-то», а не «для чего-то».  И сразу спадает напряжение, мысли текут непрерывно и все новые. Рекомендую упражнение для постоянного применения. Только теперь я назвала бы это упражнение «Речь от чего-то».

Часть 2.  Когда хорошо потренируетесь на внутренней речи, попробуйте применять это упражнение и для внешней – разговаривая с людьми. Но и на внутренней продолжайте тренироваться. Если перестанете, легко вернуться к прежним привычкам. Но так же легко вернуться и к новым!

Часть 3. А теперь попробуйте так же, как свою, воспринимать и речь других людей – как отблески происходящих, вернее, произошедших в них мыслей и чувств, которые тут же сменяются другими,– а не как застывшие утверждения чего-то постоянного.

Пояснение.

Ну а если вы видите, что человек говорит «преднамеренно уверенно», «упираясь» в свои слова и мысли? Тогда ваша реакция на его слова как на что-то временное поможет ему тоже так к ним отнестись, «сдвинуться с тормоза». Ведь вы видели только, что он до сих пор «упирался» в ту мысль, а что будет в следующее мгновение – не знаете. А предположения, даже очень вероятные, как уже говорилось, не стоит путать с достоверными фактами. Но всё это у вас получится только в том случае, если вы научились (или учитесь) «безупрёчному поведению», то есть, если в ваших словах не будет стремления к чувству превосходства. Вспомните, что и вы иногда можете так «упереться», и вам кто-то поможет «сдвинуться».

Ну а если всё-таки он «не сдвигается», то есть продолжает повторять одни и те же слова, «основывая» на них свои мысли? Тогда, главное, сами не застряньте на желании его «сдвинуть».

Ниже я привожу, для примера, результаты своих наблюдений употребления некоторых слов. Они привлекли внимание тем, что создавали какую-то «неопределённость», «недоумение», и их хотелось чем-нибудь заменить. Я пыталась сначала представлять (без слов), что именно может стоять за этими словами, а потом записывать слова, которые сами приходят – более конкретные – для обозначения того же.

«Словарь».

Сила воли.  Когда один человек (обозначим его «1») хочет, чтобы другой («2») начал (или перестал) что-то делать или научился чему-то, его желание помочь или заставить «2» это делать выражается в словах «прояви силу воли», «где твоя сила воли» и т. п. Эти двое («1» и «2») могут совмещаться и в одном человеке, то есть, когда он сам хочет заставить себя что-то делать или не делать. Но, в любом случае, слова «сила воли» человеку «2» никакой информации или помощи не несут, это всего лишь выражение чьёго-то желания. А чьё-то желание (застывшее, длительное), чтобы вы что-то делали, часто вызывает реакцию «протеста».

То же самое и со словом «характер» в выражениях «прояви характер», «где твой характер» и т. п.

Употребление слов «нужна сила воли», «нужен характер» может быть так же вредоносно, как употребление слов «виноват», «обидно», и вот почему. Услышав эти слова, человек может почувствовать «безнадёжность», у него «опускаются руки»: «нет у меня этой силы воли, нет характера, я ничего не смогу сделать, незачем и пытаться». Не самом деле не у него нет «силы воли», а её вообще не существует в природе, а есть только слова, выражающие чьё-то желание.

Прав – не прав.  «Ты не прав!» – так говорят, когда с кем-то не согласны. А что значит «не согласен»? Значит, о том же самом думает и хочет сказать по-другому, кроме того, хочет, чтобы и другие думали «так же». Бессмысленно, потому что мысли приходят сами, а не «усилием воли». Уничтожить мысли – и свои, и другого – невозможно. Можно только добавить к ним что-то ещё. И если вы с кем-то не согласны, значит, или вы не учитываете чего-то, что учитывает он, или он не учитывает чего-то, что учитываете вы. А скорее всего, вы оба. Поэтому, вместо того, чтобы спорить и выяснять, «кто прав», попробуйте добавить ему (сказать) то, что знаете и учитываете вы, а у него узнать то, что знает и учитывает он.

Унижение.  Это то, что человек сам считает для себя «унижением» и называет этим словом. Например, как вы думаете, считал Иисус Христос унижением для себя то, что его распяли? Другой бы считал, и это было бы «унижением» – для него.

Подробнее. «Унижение» – это болезненное состояние, возникающее тогда, когда мы вынуждены делать и чувствовать то, чего не хотим, но что кто-то другой хочет, чтобы мы делали и чувствовали. При этом очень хотим избавиться от этой зависимости, но не можем. Как можно не считать это «унижением»? Не смешивать желаемое с воспринимаемым. То есть, наблюдать как равноправные явления: то, что вы чувствуете и делаете; то, как вы чего-то хотите или не хотите; то, что делает другой человек; то, что он чувствует и чего хочет (ваши догадки). Наблюдать всё это, свободно переключая внимание с одного на другое. Ведь ваши чувства – они всё равно ваши, даже если «вызваны» другим человеком. И они будут сменяться другими свободно, если их только наблюдать. А когда вы пытаетесь от них избавиться, чтобы «не быть зависимым», чтобы «не было так, как он хочет», то этим и создаёте «зависимость» с бессилием от неё избавиться – с зацикленностью именно на этих чувствах. То есть, то самое «унижение».

То, что мы называем «унижением», чаще возникает тогда, когда есть насилие, но может оно быть только в воображении. Это когда «униженный» предполагает, что его нарочно ставят в зависимость.

Слово это уж очень «эмоциогенное», его легко использовать, чтобы управлять другим человеком (если тот сам это слово употребляет).

  Слова-характеристики, обозначающие «качества» людей, почти всегда можно заменить глаголами с пояснениями, и тогда они не будут мешать воспринимать происходящее со всеми изменениями и вариациями. А так же не будут давать поводов добывать чувство превосходства над другими: вот он – «такой», а я – нет.

Зануда, нудный человек – часто говорит такими шаблонными или повторяющимися словами, что его трудно понимать и не хочется слушать.

Ленивый – не умеет (или ему часто не удаётся) заинтересовываться, увлекаться делами, а делать «через силу» не хочет и: 1) вполне доволен, что так живёт или 2) недоволен, но не знает, как это изменить.

«Мне лень» – мне сейчас не удаётся заинтересоваться этим делом или вообще хоть чем-нибудь.

Хотя, не лениться можно и другим способом. Делать то, что необходимо, без увлечения, просто делать, но при этом увлеченно наблюдать свои мысли. «Руки заняты, голова свободна».

Слово «ленивый» очень удобно применять для добывания чувства превосходства. Потому что у людей бывают разные наклонности и «убеждения». Для одного важнее всего – чистота в доме, для другого – зарабатывание денег или приготовление еды, или воспитание детей, или свой «духовный рост», или физическое здоровье, или внешний вид. Успевать позаботиться обо всём невозможно, приходится чем-нибудь пренебрегать ради чего-то. То, что не очень важно для этого человека, можно назвать «ленью». Так что любого, при желании, удастся изобразить «лентяем».

Глупый, тупой – чаще всего не старается понять то, что ему не понятно, а просто игнорирует, как будто там и понимать нечего, или незачем. Эти слова (или слово «дурак») часто вырываются у нас в «безнадёжном раздражении», чтобы хоть как-то себя утешить, когда не удаётся сделать так, чтобы кто-то что-то «понял».

«Глупо!» – «мне это как-то ни о чём не говорит», «по-моему, это не даст нужного (кому-то) результата», и т. п.

Упрямый – ему часто бывает трудно воспринимать чужие мысли и предложения (из-за чего трудно – можно разобраться).

Культурный – способен интересоваться другими людьми, их чувствами, мыслями и тем, что они создали. Причём, не отдельными людьми (это видимость культуры), а всеми.

С праздником; поздравляю.  «Отмечать» праздники по определённым дням в году, годовщины событий, – это, конечно, условность, придуманная людьми. Для чего она придумана? Отчасти, наверное, для того, чтобы вызывать определённые чувства и мысли. Когда мы поздравляем друг друга с праздником, нам кажется, что праздник – это событие само по себе, объективное, а мы только поздравляем с ним. На самом деле явление «праздника» как раз и создаётся (или мы пытаемся создать) нашими «поздравлениями» и другими условностями, которые мы выполняем: праздничный стол, определённая пища, «обязанность» дарить подарки. Но если, например, отмечать Новый год – это объективная необходимость, можно хотя бы заметить, в чём она состоит. Чтобы все заметили и узнали, что порядковый номер года теперь другой. Чтобы дать людям возможность отдохнуть и эмоционально взбодриться в середине скучной зимы. Возможность, а не обязанность. Считая это обязательным, люди пытаются этого достичь любым способом, в основном – напиться. Хотя в результате часто получается вовсе не радость, а наоборот – пьяное отупение, тяжёлое похмелье.

В общем, слово «поздравляю» означает: «Ты сейчас должен радоваться! Я так хочу.»

И, когда мы говорим слова «с праздником», «с наступающим», то этим тоже «выполняем обязанность» что-то определённое чувствовать и вызвать это же чувство у другого. Ожидание каких-то чувств приводит к тому, что они не могут прийти, а приходит разочарование и тоска.

В понятие «праздник», «годовщина» можно вложить другой смысл: повод и возможность поговорить о чём-то, напомнить что-то друг другу.

Гордиться (чем-то или кем-то) – поддерживать в себе удовольствие от чувства превосходства над другими по какому-то поводу.

Уважать.  Значений у этого слова множество, и в каждом случае употребления его значение своё, уникальное. В общем виде можно определить это слово так. Уважение – это отсутствие «неуважения», то есть , когда вы не пытаетесь почувствовать к кому-то пренебрежение или превосходство. И другой вариант: когда вы не пытаетесь проявлять, изображать «пренебрежение» внешне. «Чувство глубокого уважения» может возникнуть, если вы увидите, что этот человек знает и умеет то, чему вы можете у него поучиться, перенять. Но, как и любое чувство, только в тот момент, когда вы это увидите, как реакция на это открытие. Говорить «я испытываю к нему уважение» – примерно так же, как «я испытываю к нему испуг». Уважением ещё называют, видимо, интерес к человеку, когда знаешь, что от него можно узнать что-то новое, «ценное».

«Нецензурные выражения» (маты).  Очень распространённый способ заглушать страдания от неуверенности. Создаётся иллюзия уверенности тем, что человек изображает (для себя и для других) «пренебрежение» к кому-то или к чему-то, что на самом деле «важно» и вызывает сомнения. И ещё тем, что человек поступает «как другие» (в его среде).

Есть две области, которые для любого человека важно воспринимать: область физического, «животного», материального, и область «духовного», мыслей и чувств. Если не уметь свободно переключаться с одного на другое, то создаётся большая неопределённость: чему больше уделять внимания. Кто-то пытается избавиться от этой неопределённости, сосредотачиваясь на «духовном», уводя внимание от физического. Можно даже иногда получать от этого удовольствие («эстетическое»), но и напряжения, страданий это приносит немало. А кто-то справляется с неопределённостью, наоборот, стараясь направлять всё своё внимание на «животное», материальное в человеке. Вот для этого и служат, в частности, маты. С их помощью люди пытаются убедить себя, что им кроме физиологического ничего и не нужно воспринимать, когда чувствуют, что на самом деле нужно.

То, о чём «неприлично» говорить в обществе, – это часть реальности, которую тоже необходимо замечать. Но, как и всё материальное, не обязательно прослеживать, потому что оно не так быстро меняется, как мысли и чувства. Интуитивно переключать внимание – это и значит чувствовать, на что достаточно мельком иногда обратить внимание, а что стоит проследить, и как долго.

Маленькие дети иногда начинают повторять без конца «неприличные слова». Их сознание как бы зацепляется за «запретную тему» и не может переключаться на другое. Это может быть оттого, что их родители не умеют свободно переключаться между этими областями – физического и духовного. Причём, и тогда, когда они слишком сосредотачиваются на духовном, стараются обходить тему «телесного».

Мешать.  «Ты мне мешаешь!» – так, конечно, короче и проще сказать, чем, например: «ты мешаешь мне понимать то, что я читаю». Но вот как это может быть воспринято, например, ребёнком: «я ей мешаю, я ей не нужен». Да и тот, кто говорит такую «обобщающую» фразу, чувствует гораздо больше раздражения, чем, если бы определил для себя, чему именно и чем именно «мешают».

Простите, извините.  Возможны разные значения извинений, например:

·        Формальное: я хочу, чтобы ты мне не досаждал своим недовольством.

·        Сообщение: я не хотел этого, это получилось случайно.

·        Сообщение: я хотел так сделать и сделал, но теперь жалею об этом. И хочу «устранить» те неприятности, которые могут у тебя возникать из-за меня.

·        Предположение: может быть, я нечаянно наношу вред; и сообщение: я готов это прекратить.

А что, если, вместо слов «извините», «прости», говорить их значения? Тогда первое из перечисленных выше значений вряд ли кто-нибудь скажет, а вот остальные – что мешает? И получится, что, если кто-то говорит просто «извините» или «прости», значит – см. первое значение. Хотя, возможно, он просто торопится, нет времени говорить длинно.

Не обращай на это внимания. Тем, что эти слова кому-то говорят, уже «обращают» его внимание на «это». Да оно и само обращается – значит, есть причины. Когда говорят эту фразу, на самом деле подразумевают «не застревай вниманием на этом». Есть такие подходящие фразы: «не бери в голову», «не держи в голове». Слишком фамильярные? А «не обращай внимания» – слишком далеко от реальности.

Терпеть, терпеливо.  Кажется, что эти слова говорят о внутреннем состоянии человека, а на самом деле – о его внешних проявлениях. О том, как мы воспринимаем его поведение. За этим внешним поведением может стоять очень разное. Вот только некоторые примеры.

·        Человек страдает, но старается не показывать этого.

·        «Заглушает» в себе страдания другими, более значимыми для него, ощущениями или действиями (переключая на них внимание).

·        Долго делает то, что не получается (или плохо получается), каким-то образом вновь вызывая в себе интерес к делу, угасающий из-за неудач.

·        Долго делает что-то без интереса и почти без мотивации, только потому, что не видит (не представляет) других вариантов действий.

·        Долго ждёт чего-то значимого для себя, не заполняя это время заинтересованными (увлечёнными) действиями. При этом страдает от «пустоты», но не видит других возможностей.

·        Долго ждёт чего-то значимого для себя, но заполняет это время другими, может быть, менее интересными, но тоже увлечёнными, действиями.

Когда вы говорите кому-то: «потерпи», попробуйте расшифровать, что именно вы предлагаете. Иначе от вашего совета не будет пользы, а может быть и вред, если он вызовет раздражение.

Наоборот. Иногда разные мнения кажутся нам «противоположными». А они всего лишь разные. И иногда совсем чуть-чуть разные, а кажутся «противоположными», несовместимыми. Из-за этого можно рассориться и разойтись на всю жизнь. Может быть, «наоборот», то есть противоположности, вообще в природе не существуют? А существует наше восприятие явлений «противоположными». Холодное и горячее – разные количества тепла. Делать что-то или не делать – два варианта, из которых иногда приходится выбирать. А можно попробовать как-нибудь их оба или что-то третье.

Верить. Есть вариант – знать, а есть – верить. Когда что-то знаешь, то реагируешь на воспринятое: оно вызывает какие-то эмоции, мысли, представления… А когда не знаешь, а только веришь, то сам вызываешь у себя те мысли и эмоции, которые, как тебе кажется, должны соответствовать «знанию этого». Каким образом вызываешь – пронаблюдайте сами.

Перечисленные здесь и многие другие неконкретные, обобщающие слова часто «служат» для того, чтобы создавать иллюзию определённости (уверенности) тогда, когда её нет. Именно поэтому они такие «эмоциогенные», то есть вызывают комплексы эмоций у самого говорящего и у тех, к кому они обращены. Эмоции эти могут искусственно задерживаться и мешать воспринимать то, что приходит (и уходит) само. Чтобы этого не происходило, если уж так трудно отказаться от этих привычных слов, можно научиться не придавать им «особого значения». Не «упираться» в одно, «удачно» найденное (на ваш взгляд) слово, а дополнять его синонимами и объяснениями; не стараться выделять эти слова интонацией (нарочно), а говорить просто, «несерьёзно». А если вы слышите, как другой «выделяет» какие-то слова, то представьте: эти интонации (даже искусственные) – результат его состояния сейчас, а не «свойства» самих слов.

Для того, чтобы научиться воспринимать интонации своего голоса и «не быть в плену» у них, – следующее упражнение.

УПРАЖНЕНИЕ №18        Всегда по-новому.

Говорите вслух любой стишок, какой захочется. Например, «бесконечные»: «У попа была собака» или «Жила-была бабка у самой речки», считалку, скороговорку, песенку. А может быть, «серьёзные» стихи.

Суть упражнения в том, чтобы, повторяя одно и то же, говорить это всегда с той интонацией, которая именно сейчас естественна, напрашивается заново, а не «установлена» той, которая уже была. Возможно, она будет меняться очень часто: среди фразы или даже слова. Не удерживайте её. После нескольких повторений, может быть, вам наскучит говорить, и это тоже выразится в интонации…

Пояснение.

Ну а как применять это упражнение в жизни, наверное, придумаете сами. Не бывает ли так, что вы говорите долго с одной «застывшей» интонацией, например, «поучительной», или «убеждённой», «утверждающей», «страдальческой», «высокомерной», «пренебрежительной» или какой-то ещё? От которой тяжеловато и вам, и другим, но сменить её почему-то не получается.

«Читай с выражением!» (О преподавании литературы в школе).

Что же такое это «выражение»? Это когда человек что-то чувствует, и чувство выражается в его интонации, мимике. Выражается само, непроизвольно. Потому что, если пытаться сознательно «выражать» какие-то чувства, то самих этих чувств не будет, а значит, и «выражение» не будет их выражением. А чтобы хоть какие-то чувства, реакция на читаемое ребёнком, у него были, нельзя не только требовать их от него, но и просто ожидать. А можно интересоваться, то есть найти в себе интерес к тому, как он (ребёнок) на самом деле воспринимает читаемое. Пусть даже совсем не так, как нам хочется.

То, как у нас в школах преподают «Родную речь» и литературу, – мне хочется назвать преступлением (несмотря на неприязнь к «сильным» словам). Учителя требуют, даже если и в мягкой форме, но требуют, чтобы дети определённым образом воспринимали произведения литературы, поступки и состояния героев. (Это требование может происходить одним только употреблением обобщающих слов, когда их предлагают детям как что-то «очень умное».) А дети часто и совсем ещё не могут их воспринимать из-за недостатка жизненного опыта. Или воспринимают, но по-своему. Иногда «слабо» или негативно, но они имеют право на своё собственное восприятие. А это право у них отнимают, хотя и «из лучших побуждений». В результате дети не учатся, а разучиваются воспринимать произведения литературы, особенно классические, потому что их восприятие особенно старательно «устанавливается» учителями. Правда, если сказать это учителям литературы, они тут же воспротивятся и станут утверждать, что рады слышать от детей любые мнения, лишь бы их собственные. Но, во-первых, так ли это на самом деле, если честно? А, во-вторых, «своё дело» делает их привычка употреблять обобщающие слова, «делать упор» на них, придавать им «особо важное» значение. А эта привычка особенно свойственна именно учителям литературы. Если ребёнок научится (как предлагает учитель) добывать уверенность подбором таких «всё объясняющих» слов, то уже вряд ли научится с интересом воспринимать саму жизнь и любые её явления. Но эмоции нужны, и дети, натерпевшись пустоты, в конце концов ищут их в пьянстве, в наркотиках. Не слишком ли дорогая цена за вашу уверенность в своей компетентности, уважаемые учителя литературы? Ну почему «нельзя» проводить уроки литературы в виде свободного ознакомления с произведениями, без оценок и требований, но с живым интересом: у детей – хоть к чему-нибудь (в пределах «разумного»), у учителя – к тому, что именно из «разумного» интересно детям? Конечно, пока учитель предлагает детям не то, что ему самому интересно, а то, что требует программа и так, как она требует обучать…интерес может быть разве что к хорошим оценкам.

Предмет «литература» – не такой, как другие школьные предметы, а преподают его совершенно так же. Такое преподавание у большинства детей вырабатывает отвращение к классике (часто скрываемое). Может быть, пусть лучше оно ничего не вызывает – пока. Придёт время, накопится жизненный опыт, что-то из уроков вспомнится, и возможно, захочется почитать классику. Не лишайте детей этого шанса.

«Влияние» преподавания литературы на рост алкоголизма и наркомании, видимо, в основном не прямое, а «через поколения». То есть, родители, в своё время «хорошо и правильно» обученные нашими учителями (ну конечно, и своими родителями тоже), не в состоянии помочь, но в состоянии мешать своим детям учиться воспринимать мир.

И ещё о сочинениях. Не секрет, что для большинства детей это одно из самых мучительных школьных заданий. Сочинения нужны для того, чтобы дети научились «излагать свои мысли». Но часто бывает, что заданная тема вовсе не вызывает у ребёнка никаких мыслей, а излагать их «надо». Учителя на это говорят: конечно, творчество – это труд. Но представьте себе два варианта такого «труда». Первый: у вас есть какие-то мысли на данную тему, и вы их «дорабатываете», оформляете словами, упорядочиваете и т. д. Второй: у вас нет никаких (или почти никаких) мыслей на данную тему, и приходится эти «мысли» изображать, создавать их видимость с помощью слов. Ну и чему вы при этом научитесь? «Тормозиться» в оформлении своих мыслей даже тогда, когда они есть. Не согласитесь ли вы, что труд может быть эффективным только тогда, когда в его основе лежит «вдохновение» – интерес к тому, что получится? А вызывать его у себя «по заданию» дети, чаще всего,  не умеют. Как вы думаете, можно требовать от них этого умения?

Не в состоянии ли вы, методисты и учителя, направить свою компетентность на то, чтобы придумывать для учеников такие задания, которые помогут им научиться находить интерес? Но для этого вам необходим «свободный и бесконечный поиск». То есть, если какой-то тип заданий не дал (или уже не даёт) хороших результатов, то искать другие, а не успокаивать себя тем, что это дети (или отдельный ребёнок) такие «духовно бедные». Пока что так и получается – уроки литературы у нас предназначены для «духовно богатых», которые могут, пользуясь сравнением с «бедными», раздувать свои амбиции, или «упрёчность», или стремление к превосходству. Что и им вовсе не «полезно». И часто «держится» это на том, что они научились подражать учителю в подбирании эмоциональных обобщающих слов.

Когда мы находим такие слова и обозначаем ими явления жизни, нам кажется, что это с их помощью мы так «хорошо» что-то поняли. И тогда мы предлагаем эти слова другим, ожидая, что они и им помогут. Но на деле такие слова, предложенные кем-то извне, вовсе не дают «лучшего понимания», а чаще – мешают ему. Помочь же могут слова конкретные, «простые» и разнообразные. Но, увы, они не дают иллюзии своей «духовной богатости» и «умности», и потому учителям литературы не подходят.

И ещё: когда задают детям сочинения и проверяют их, почему-то не учитывают один момент. Это то, что ребёнок представляет себе, как учитель будет воспринимать его сочинение, и это может тормозить его «творчество». Одно дело – ответить на вопросы, показать свои знания. И совсем другое – «показать» свои настоящие, текущие и меняющиеся, мысли. Не всегда можно «доверить» их любому. Особенно тому, кто тобой не интересуется, а только притворяется, играя роль «хорошего учителя». Поэтому ребёнок не может писать («творить») по-настоящему, а может только подбирать стандартные слова. А привыкнув к этому, потом практически невозможно переучиться, и это становится «тормозом» на всю жизнь.

Предложение.

Для того, чтобы избавиться от неумения говорить и писать, выработанного  школьными сочинениями, заведите тетрадь и записывайте в неё те свои мысли, которые вам интересно у себя наблюдать. А также то, что, как вам кажется, может быть интересно другим. И ничего, если потом это станет или окажется неинтересным. Всё равно это будет для вас тренировкой.

Предложение.

Представьте себе, что было бы, если бы в преподавание литературы в школе внесли такие изменения:

1)     «разделить» преподавание русского языка и литературы – для того, чтобы уроки  литературы вели учителя, имеющие необходимые для этого умения и «качества»;

2)     прежде чем доверять учителю уроки литературы, проверять, действительно ли он: умеет заинтересованно слушать любого человека, даже если это ученик, который «в кои-то веки» сказал на уроке единственную фразу; совершенно не подвержен «упрёчности» (амбициям).


На главную|Содержание | Предыдущая глава| Следующая глава | Обсудить на форуме

Hosted by uCoz