Кравченко О.В. "Вездескоп в голове, или Человек Замечающий"

На главную|Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава | Обсудить на форуме


Мысли

Как можно наблюдать свои эмоции, чувства, не вмешиваясь в их протекание, так же можно наблюдать и свои мысли. Это и будет процессом «думания» – наблюдение самовозникающих мыслей, представлений и их связей, а не «создавание» их. Только вот, может быть, придётся поучиться такому наблюдению, если оно для вас непривычно.

Тут уместно вспомнить  про отбор мыслей

Иногда мы пытаемся заставить себя думать о чём-то одном. Обычно тогда, когда нужно придумать что-то, принять решение, сделать выбор. Если вы понаблюдаете за таким «волевым думанием», то заметите, что оно не приносит желаемого результата, а только напрягает, тормозит восприятие и действия. Но стоит «расслабиться», то есть дать мыслям скакать куда угодно, тут же может прийти чудесная идея. Точно так же, если заставлять себя «внимательно» слушать лекцию или учителя на уроке, не отвлекаясь, часто получается совсем наоборот – «то, что нужно», никак «не идёт в голову». Это потому, что у мозга есть естественная потребность – переключать внимание постоянно, непрерывно. Может быть, именно в этом и состоит механизм сознания: воспринимается изменение состояния, а не само состояние. Но как быть, если обстоятельства вынуждают заниматься определённой мыслительной деятельностью: что-то слушать, читать, изучать, придумывать?  «Думать об одном» – это всё-таки означает не остановиться на восприятии одного и того же, а воспринимать разные вещи, связанные с тем «одним».

УПРАЖНЕНИЕ №11        Наблюдение мыслей.

Часть 1.  Во время целенаправленной деятельности (умственная работа, лекция, урок, когда нужно что-то придумать, решить).

Не пытайтесь думать преднамеренно, не подбирайте слова для «оформления» мыслей. Куда бы мысли ни «скакали», только наблюдайте их. Если слова возникнут сами, тоже пронаблюдайте их, как и представления, образы, которые сменяют друг друга, и любые отвлечения от «нужных» мыслей. Обстоятельства, которые вы тоже воспринимаете, всё равно будут возвращать вас к той «нужной» деятельности, при этом любое, вроде бы «лишнее», отвлечение может оказаться полезным. Другими словами, наблюдайте свои мысли о том, о чём сейчас «надо» думать, и не только о том.

Если нужно что-то придумать, наблюдайте: придёт подходящая мысль или не придёт? Нет так нет, наблюдайте то, что приходит.

Если трудно наблюдать свои мысли, попробуйте так: наблюдайте то, что уже (только что) подумалось, а не то, что думается в данный момент.

Во время чтения, если что-то подумалось, всегда можно остановиться и пронаблюдать эти мысли, а когда станет уже неинтересно, вернуться к чтению.

Пояснения.

Отвлечения не будут мешать даже слушать лекцию, если внимание переключается достаточно часто, подвижно.

Так же, как и в случае наблюдения эмоций, наблюдать мысли иногда удаётся только после того, как они произошли. Потому что наблюдение – это новые мысли, они сменяют собой прошедшие.

Если кажется, что «никаких мыслей нет», значит, вы их не улавливаете, не осознаёте. Возможно, вы напряжены тем самым «что делать», «как себя вести», даже «что я должен думать», «что хочу чувствовать», и это вызывает торможение в коре мозга (как с этим «справиться», см. 2-ю часть упражнения).

Часть 2.  Во время «свободного думания».

Наблюдайте свои мысли, когда нет необходимости думать о чём-то определённом. Например, во время поездки в транспорте, ожидания, «вынужденного безделья» или автоматической, «бездумной» работы.

В таких ситуациях иногда кажется, что «ни о чём не думается» или «думать не о чём», «в голове пусто». Такого не может быть – у живого человека в голове всегда что-нибудь происходит. Попробуйте наблюдать даже не то, что только что подумалось, а ваше состояние (ощущения), которое только что было. А в следующий момент – ваши ощущения во время того наблюдения, и т. д. Короче, постоянно наблюдайте то, как вы чувствовали себя только что (как можно полнее). Наверняка среди этих ощущений иногда будут и мысли.

Пояснение.

Время «свободного думания» – ценная возможность «тренироваться думать». Если натренируетесь улавливать свои мысли тогда, когда их «почти нет», это лучше будет получаться и во время целенаправленного думания.

И ещё такая тренировка хорошо избавляет от тоскливых и напряжённых состояний.

Считается нормальным и вполне допустимым сказать кому-нибудь: «подумай о том-то»; «подумай о том, что я тебе сказал». Но ведь сказать человеку о чём-то – это уже значит предложить ему «подумать об этом», направить его внимание. А уж как ему будет думаться, зависит от многих, внутренних и внешних для него причин. И говорить «подумай» – значит пытаться совершить насилие. Так же, как пытаться заставить что-то чувствовать.

Иногда мы «пугаемся» своих мыслей или не хотим думать о чём-то и стараемся «не думать». Чаще всего получается из этого, опять же, напряжение и торможение. Попробуйте наблюдать последовательно: свою «мысль», потом свою реакцию на неё, потом все последующие реакции и мысли.

Если всё-таки вам трудно по каким-то причинам наблюдать свои сменяющиеся мысли», попробуйте ещё одно упражнение.

УПРАЖНЕНИЕ №12        Постоянный шум.

Для этого упражнения нужен какой-нибудь постоянный, равномерный звук – шум вентилятора или мотора, шелест листвы, стук колёс и т. п.

Спокойно, без напряжения наблюдайте этот звук, в тоже время не мешая себе «отвлекаться» от него – наблюдать свои мысли, любые, если они появляются. Но, когда «мыслей нет», внимание возвращайте к тому шуму. Если появится ощущение, что не хочется его наблюдать, даже раздражение и неприязнь к нему, пронаблюдайте так же и это, и последующие мысли. Получается как бы, что мысли «нанизаны» или «крутятся» вокруг «стержня» шума.

Пояснения.

Попробуйте делать это упражнение, когда у вас болит голова или вы в раздражении.

Вместо шума можно попробовать использовать вид равномерного явления пламени, качающегося маятника, волн на воде и тому подобное.

И неожиданно ценной может получиться такая тренировка, если использовать вместо «постоянного шума» шумную, надоедливую рекламу. Если «настроиться» так, чтобы внимание выхватывало из неё только то, что вызывает хоть сколько-нибудь интересные мысли. А ещё можно попробовать вместо «шума» применять чью-то речь, и вообще что угодно. А потом – обходиться вообще без «шума» – мысли и так появляются.

И наконец, попробуем определить: что это такое – мысли? Допустим, так: мысль – это ряд последовательно возникающих представлений со всеми эмоциями, которые ими вызываются. Если этот ряд «замыкается», и ничего больше в него не требуется, то это «законченная мысль». А если ряд никак не может замкнуться, потому что в нём чего-то не хватает, то это… вопрос. Вопросы, которые возникают у нас в голове, – это тоже мысли, только «незаконченные». А может ли мысль быть по-настоящему законченной? Это только нам так кажется, когда мы не чувствуем потребности что-то добавлять в этот «ряд». Когда эта потребность есть, когда мысль не «замкнута» и никак не может «замкнуться», почему-то нам кажется, что мы и не думаем (раз нет результата – законченной мысли). И остаётся неопределённость и напряжение. Если научиться каждый вопрос (незаконченную мысль) принимать как «настоящую» мысль, то они будут происходить с не меньшим интересом, чем «законченные». И, конечно, не будут вызывать напряжения. Ведь чем-то и они продолжатся (а не закончатся) – не тем, чего мы ждали, но, может быть, более «подходящим». Например, подумаем о чём-то новом, неожиданном и интересном или заметим то, чего раньше не замечали.

 Вопросы, которые мы задаём вслух, тоже можно рассматривать как рассуждения, у которых могут быть продолжения. Тогда они не будут превращаться в требования, ожидания, давление: «ты должен мне ответить, причём так, как я хочу».

Вообще мысли – это самое интересное, что можно наблюдать в жизни. И самое доступное для наблюдений. А отражают они всё, что бывает на свете. Так что можно не тратить денег на путешествия и развлечения, если уметь наблюдать свои мысли. Слушая или читая мысли разных людей, мы можем их воспринимать только в том случае, если при этом наблюдаем свои мысли, вызываемые их словами. И интерес к другим людям возникает тогда, когда есть интерес к своим мыслям, связанным с ними.


На главную|Содержание | Предыдущая глава| Следующая глава | Обсудить на форуме

Hosted by uCoz