Кравченко О.В. "Вездескоп в голове, или Человек Замечающий"

На главную|Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава | Обсудить на форуме


Эмоции, чувства

Принято считать эмоции, чувства как бы действиями человека, а значит, что ими можно управлять. Поэтому в речи глаголы, обозначающие чувства, могут использоваться в повелительном наклонении, например: “люби свой город”, “любите друг друга”, “не бойся”, “радуйся”, “не волнуйся” и т. п. Но что происходит, когда мы пытаемся чувствовать что-то или, наоборот, не чувствовать? Иногда это получается когда мы интуитивно “нащупываем” (почти случайно, неосознанно) то действие, которое вызовет нужное нам чувство или его “уберёт”. Этим действием может быть переключение внимания с одного на другое. Но часто попытка «управлять» своими эмоциями вызывает только напряжение, причём бесплодное, то есть торможение естественных процессов в психике человека. Мы перестаём полноценно воспринимать всё происходящее, а не только то, что пытаемся «заменить другим».

На самом деле эмоции, чувства это то, что происходит само это наша реакция на  происходящее, и мы можем их только воспринимать, наблюдать, а не создавать. Они для того и существуют, чтобы обращать наше внимание на то, что в данный момент «может пригодиться». И ещё чтобы побуждать к действиям. Вообще-то обратить внимание это уже действие, но нам этого мало, и мы ищем действий более «активных».

Например, таких. Рассмотрим ситуацию, когда кто-то сказал вам что-то неприятное, и вы восприняли это как «враждебность». Первая реакция, доставшаяся нам от животных злость. Она требует действия. Но поскольку мы люди и наброситься на «врага», и даже зарычать, не можем, то нашим действием часто становится вот что. Мы начинаем мысленно или вслух «подкреплять» свою злость, отыскивая для неё всё новые поводы «обвинять» «обидчика», тем самым вновь вызывая в себе чувство злости. «Обида» это не чувство, которое приходит само, а состояние, которое мы в себе искусственно поддерживаем, хотя оно вовсе не приятно, зато создаёт иллюзию деятельности.

Ещё, в качестве примера, такое явление. Когда у меня бывает плохое самочувствие, например, сонливость, и хочется от него избавиться, конечно, возникает вопрос: что делать, как избавиться? Пока я напрягаюсь по поводу этого «что делать?», то (!) невольно как бы поддерживаю это самое состояние сонливости для того, чтобы ответить на этот вопрос. Чтобы придумать, что мне с этим состоянием делать. Но когда я позволяю себе не избавляться от этого неприятного состояния, а только наблюдать его, а заодно и всё другое, что происходит, то обнаруживаю, что и в этом состоянии «неплохо» жить в голову приходят интересные мысли, кроме того, состояние начинает меняться само. Или я вдруг ясно чувствую, что нужно сделать,например, пойти поспать (если это действительно нужно), размяться или осмотреться вокруг.

Другой пример очень неприятные эмоции, когда мы осознаём какую-то свою ошибку или вспоминаем об ошибке, совершённой в прошлом. Если вы сосредоточитесь на своём сожалении или на вопросе «что теперь делать?», то мучение растянется надолго, а придумать что-то дельное вряд ли удастся. Если же совсем откинуть эти переживания, то вы не учтёте реальности и не научитесь тому, чему могли бы научиться. «Оптимальная середина» пронаблюдать свои ощущения, мысли такими, какие они есть. А они обязательно будут меняться, и среди них наверняка будут и приятные, и полезные, и интересные.

Получается, что, задаваясь вопросом «что делать?», мы невольно поддерживаем в себе отрицательные эмоции, пытаясь с их помощью найти ответ. Это «достигается», например, удерживанием «застывшего выражения» уже прошедшего чувства на лице. Или интонацией голоса. Яркий пример этого возмущение. Если кто-то начинает говорить возмущённо, то «остановиться» бывает невозможно. Своей интонацией он поддерживает в себе «возмущение», даже если возмущаться уже расхотелось или потеряло смысл.

Когда же мы пытаемся вызвать или удержать положительные, приятные эмоции, то тоже нарушаем естественный ход психических процессов. Перестаём полноценно воспринимать действительность и естественно, интуитивно действовать. В результате положительные эмоции вскоре сменяются стойкими отрицательными как реакция на «что-то не так». Помните детскую «примету»: «если долго смеяться, то потом будешь плакать»?

УПРАЖНЕНИЕ №8        Наблюдение эмоций.

Как только почувствуете или заметите, что испытываете какое-то чувство, эмоцию (любую: приятную или неприятную), сразу «обратите» внимание к этому чувству, не называя его словами, а только «ярко ощущая» его. Слово, которое его обозначает, можно тоже заметить коротко (если пришло в голову). После этого посмотрите на окружающее вас и прислушайтесь к «здесь и сейчас», как в упражнении №2. Эти переключения внимания как бы «встроят» вас в происходящее, и тогда уже дайте свободу вниманию переключаться интуитивно. С тем «размахом», который для вас сейчас подходит. Можно, например, пронаблюдать то явление, из-за которого данное чувство возникло, или опять вернуться к эмоциям и ощущениям.

Пояснения.

Чтобы «частота» и размах переключений внимания стали естественными, не надо их «задавать». Достаточно замечать, чего хочется.  Иногда в самый раз спокойно понаблюдать плавно падающие снежинки или свои неторопливые, размеренные действия (переключения внутри одного процесса). А иногда так и хочется «скакать» с одного на другое, на самые разные явления. Когда вы научитесь находить темп переключений внимания, естественный для вас в данный момент, вы сможете использовать это умение постоянно, и этим избавляться от лишнего напряжения.

Вашим действием, которого так требует возникшая эмоция, будет обострение внимания ко всему, что происходит. А уж как вы будете действовать ещё, и будете ли, вам подскажет интуиция, которую вы тоже будете наблюдать.

Часто пронаблюдать свои эмоции удаётся только после того, как они уже прошли. Ну и прекрасно: значит, стоит пронаблюдать неприятное, и оно уже прошло, сменилось чем-то другим (его наблюдением), а потом ещё другим, и так непрерывно. Пронаблюдав свою эмоциональную реакцию на что-то, вы затем наблюдаете свою реакцию на эту реакцию и так далее, пока интуитивно не переключитесь на что-то другое.

Подходящие случаи, когда можно применять это упражнение – это, например, первая реакция на человека, когда вы его только увидели. Или – когда только начали слушать или читать его высказывания. Вот, например, начали читать упражнение.

Иногда мы ставим себе установки (сами или по совету других), как бы запреты: этого нельзя чувствовать. Например, «этого не надо бояться», «этому нельзя радоваться», «из-за этого не стоит переживать» и т. п. И когда всё-таки чувствуем то, что «нельзя», скорее стараемся перестать это чувствовать. Эмоции это естественная и нужная организму и психике реакция на происходящее, и избавляться от них значит нарушать свою природу. Поэтому лучше принять другое «правило»: чувствовать можно всё, что чувствуется, когда это происходит само, не растянуто искусственно и по-настоящему  (как это может быть не по-настоящему, рассмотрим дальше). Осознавать, наблюдать свои эмоции во всей их полноте – это потребность. Когда она долго не удовлетворяется, хочется, например, бить тарелки или зарезаться, чтобы «увидеть» свои чувства в их проявлениях. А если постоянно, или хотя бы регулярно, замечать, что на самом деле чувствуешь, то битья тарелок и других крайностей не будет нужно. Замечать, «что на самом деле чувствуешь», можно, замечая невольные проявления этих чувств. Например, состояние своего лица, интонации голоса и прочее. Наблюдать своё лицо и обычные движения – проще и дешевле, чем наблюдать, как бьёшь тарелки. И не так вредно для нервов, как наблюдать свои крики и топанье ногами.

УПРАЖНЕНИЕ №8а        Только сейчас.

(Второй способ наблюдения эмоций)

Как только заметите какую-то эмоцию, сразу представьте: «только сейчас я это почувствовал, потому что именно сейчас на это были причины». И уже в следующий момент: «а что сейчас?» и так далее. Как и в первом способе, наблюдайте меняющиеся эмоции, не называя их словами, – только само чувство. Возникающие слова – названия чувств – можно только заметить, как что-то не очень важное.

Пояснения.

Часто, особенно во время сильных эмоций, нам кажется, что это мы будем чувствовать всегда или, по крайней мере, долго. И, когда чувство уже проходит или меняется, мы этого не замечаем, пытаясь продолжать чувствовать одно и то же. С помощью упражнения №8а можно приучить себя воспринимать любые эмоции без искажения, живыми и настоящими.

Это упражнение можно делать в любой момент. Эмоции ведь у нас происходят практически всегда, только в основном слабые, но и их можно наблюдать с помощью упражнений 8 и 8а.

Может оказаться трудно наблюдать эмоции, когда они «противоречат» одна другой. То есть одно чувство «толкает» на одни действия, и тут же другое на  противоположные. А приходят эти чувства почти одновременно. Или когда чувства противоречат установкам или привычкам, вызывая растерянность. Но для того и нужно это упражнение, чтобы только наблюдать все чувства, а действия тут ни при чём.

Таким же образом, как свои эмоции, можно наблюдать и эмоции других людей (по лицам): «это именно сейчас с ним происходит (произошло)». И тоже не стараясь давать название тому чувству.

Удобно применять это упражнение, например, в случаях, когда вам предстоит важное или трудное, или непривычное дело. То и дело возникает испуг, тревога или растерянность. Если вам и удаётся какое-то время после этого наблюдать цепь реакций и мыслей, «неприятные» эмоции опять повторяются. Тогда опять замечайте их как «только сейчас» – а они и вправду не совсем те же. Когда подойдёт «ответственный момент», неизвестно, какие эмоции будут преобладать.

Эмоции, чувства – это потребность организма. Когда их не хватает, человек может пойти на что угодно, чтобы «раздобыть» их, сделать свою жизнь эмоциональнее. Поэтому, например, многим так «хочется любви», а некоторым жизнь без неё кажется невозможной. Это происходит потому, что эмоции связывают в единое целое разные отделы головного мозга, да и весь организм человека. Они гармонизируют работу высшего отдела мозга – коры больших полушарий – с работой всех его отделов, управляющих функциями организма. На самом деле эмоций не «не хватает», они возникают как естественные реакции. Но мы стараемся их то «не чувствовать», то «чувствовать» дольше, чем это происходит. А организму нужны настоящие эмоции, только они работают как «гармонизаторы». Раз уж мозг человека устроен так, что существует кора больших полушарий, т. е. существует сознание – «пункт наблюдения» всего, что происходит с человеком, то нарушение связей коры с низшими отделами приводит к неприятным состояниям. «Неприятное» говорит о том, что «что-то не так», ненормально, требует исправления положения. А исправить его можно двумя способами. Первый – «наполнить» свою жизнь настоящими эмоциями (вернее, не лишать себя их), а второй… Второй путь – отключить или частично отключить работу коры мозга, работу сознания. Чтобы «не мешала», не требовала настоящих эмоций. Каким образом производят это отключение, известно всем: алкоголь, курение, наркотики… То есть просто отравляют клетки коры мозга. И ещё – вызывают сильные ощущения «в обход» сознания, без его участия. Это делают не только с помощью наркотических или химических веществ, но ещё и сосредотачивая внимание на примитивном, инстинктивном ощущении, стараясь не замечать «сигналов» сознания. Привычка к этому называется развращённостью. Опять же, это делать легче, когда кора мозга  подавлена отравой.

Есть такие эмоции, которые часто повторяются в похожих ситуациях. Из-за этого они и не воспринимаются как эмоции, сливаясь в одно целое со всей ситуацией. Вот это и обедняет эмоционально нашу жизнь. Следующие приёмы помогут выделять эти «потерянные» эмоции.

1. Читая любой текст, например, эту книгу, или слушая чью-то речь, замечайте моменты, когда вам кажется, что вот это одобряется (автором слов), то есть «так надо делать», а это не одобряется, «так не следует делать». Наблюдайте это как ваше внутреннее явление вам почему-то так показалось. Можно попробовать найти ответ: почему вам так показалось? Из-за каких-то конкретных слов, интонации, предыдущего текста или из-за вашего «настроя», ваших ожиданий?

2. Наблюдайте такие случаи в жизни, когда вы видите, что кто-то поступает «не так, как следует». Что можно бы «лучше» или «лучше бы» совсем по-другому. Обращайте внимание на то, что вы при этом чувствуететолько на само чувство, без названия. Приятно оно или нет? К чему оно вас «подталкивает»? И что происходит дальше?


На главную|Содержание | Предыдущая глава| Следующая глава | Обсудить на форуме

Hosted by uCoz