Кравченко О.В. "Вездескоп в голове, или Человек Замечающий"

На главную|Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава | Обсудить на форуме


Наблюдения в жизни

Иногда говорят: ну хорошо, наблюдать, воспринимать – это легко и интересно, но ведь проблема-то остаётся! Это когда человек считает, что у него есть «проблема» – то, что его тревожит. И он то и дело мысленно возвращается к ней и к привычным тревогам, неприятным эмоциям, с нею связанным. И совершенно уверен, что, пока «проблема» остаётся, все эти ощущения не могут не повторяться.

Во-первых. Пока вы что-то называете «проблемой», оно и будет проблемой. Назовёте «трудностью» – станет трудностью. Назовёте «неприятностью», ею и будет. Назовёте «обстоятельством»… В общем, слов много – выбирайте.

Во-вторых. То, как обстоятельство становится для вас «проблемой» – это явление, которое тоже можно наблюдать. И то, как перестаёт ею быть – тоже. Например, в гештальт-терапии предлагается заменять иногда «но» на «и». К примеру, фраза «я хочу этому научиться, но у меня не получается» превратится в «я хочу этому научиться, и у меня не получается…». И тогда можно продолжать перечислять: «…и я хочу знать, как другие это делают, и мне интересно, получится ли у меня когда-нибудь, и мне забавно видеть, как я пытаюсь этому учиться, и интересно, а можно без этого обойтись?…». И так без ограничений.

Вы можете уже и без всяких упражнений пробовать постоянно наблюдать всё происходящее со свободным интуитивным переключением. Это не трудно, когда вы в спокойном, привычном состоянии, когда не требуется предпринимать активных действий, делать выбор, принимать решения… Хотя может быть и трудно (то есть непривычно) как раз оттого, что вроде бы ничего не происходит, т. е. и наблюдать-то нечего. Но так не бывает, всегда что-то происходит, даже состояние скуки это явление, которое можно пронаблюдать. Главное не «застревать» на чём-то одном, давая вниманию переключаться на то, что хоть как-то его привлекает. «Хоть как-то привлекает» это и есть интуиция. Если вы считаете, что у вас «плохая интуиция», значит, вы ею по какой-то причине мало пользуетесь. Если пользоваться интуицией (прислушиваться к ней) как можно чаще, а лучше постоянно, то она «разовьётся» вы привыкнете к ней прислушиваться. Когда мы на чём-то останавливаем внимание дольше, чем это «нужно», интуиция подсказывает нам, что пора переключиться. Но «сигналы» её слабые, и мы руководствуемся не ими, а какими-то установками или предыдущими эмоциями, желаниями.

Попробуйте «не тормозить» переключения внимания. Это можно делать подобно тому, как в третьей части упражнения №1 вы скользили взглядом по окружающим предметам, стараясь без напряжения «ярко видеть», осознавать своё восприятие их. Но теперь это делать гораздо «интереснее», так как в «поле зрения» не только видимые внешние объекты, но и ваши эмоции, мысли, представления, желания и «нежелания», ощущения, положение тела, лица. Если уж ничто не привлекает внимания, можно подвигаться, сделать какие-то физические упражнения и пронаблюдать свои ощущения. Ещё это можно сравнить с тем, как во время быстрой и плавной езды вы смотрите в окно и наблюдаете непрерывно меняющиеся пейзажи. У вас нет задачи рассмотреть особенно внимательно что-то конкретное, вы воспринимаете то, что «само попадает» в зону внимания, последовательно сменяясь одно другим. Наблюдаете всё это как бы «полусознательно», но  с готовностью «ярко» увидеть то, что вызовет интерес. И то и дело «выхватывая» сознанием то, что его вызвало хоть немного, и ровно настолько, на сколько этого интереса хватает. Если же внимание «застряло» на чём-то (например, неприятное чувство, мысль), можно применить такой приём. Пронаблюдайте то, на чём остановилось внимание, и «а дальше?». То есть дальше наблюдаете что угодно: своё отношение к этому «застреванию», что-то вокруг вас или другие свои мысли интуитивно. «Наблюдать» не значит «упираться вниманием» во что-то, а значит: «замечать», обращать внимание на что-то  только на такое время, чтобы  успеть «осознать».

  УПРАЖНЕНИЕ №6        Впечатления.

Лучше выполнять это упражнение, когда вы идёте по улице или едете в общественном транспорте. Но можно и в другой обстановке. Заметив боковым зрением или «рассеянным взглядом» любой предмет яркого или не совсем обычного цвета, бросьте на него взгляд «внимательный» и заметьте, какое ощущение вызывает у вас этот цвет или весь предмет. Как только отметите это впечатление сознанием, «отпустите» взгляд на другое окружающее. Но, если хотите, ещё какое-то время наблюдайте «в уме» это впечатление и те мысли, которые оно вызвало. Например, можете заметить, насколько сильным или слабым было это впечатление, не старались ли вы «делать его сильнее» (попробуйте этого не делать, а воспринимать таким, какое получается).

Когда уже всё пронаблюдаете, можете отыскать другой предмет, на который бросите взгляд. Отыскивая, на что бросить взгляд, можно, конечно, думать не только об этих впечатлениях, но и о чём только думается, и наблюдать эти мысли.

После тренировки на цвете предметов можно таким же образом начать выбирать для «бросания взгляда» любые объекты: фигурные решётки, фонари, фрагменты украшений домов и целые дома, деревья, одежду людей и их лица, любые изображения, например, на вывесках и рекламных плакатах… В общем, что угодно. Конечно, если захочется задержать взгляд на чём-то подольше, и это не «бестактно», можно и задержать, при этом «ярко видя»,  то есть наблюдая свои впечатления.

Пояснение.

Попробуйте довести выполнение этого упражнения до того, что оно будет лёгким, приятным и естественным. Для этого надо успевать между «взглядами» наблюдать своё поведение и ситуацию, чтобы знать, что «всё в порядке».

 

 

Бывает трудно только наблюдать и воспринимать всё без напряжения в тех случаях, когда на вас смотрят другие люди. Это оттого, что «надо успевать» воспринимать и то, как воспринимают вас, и свои предположения о том, как вас могут воспринять. А это бывает очень значимо: от этого зависит уверенность. Часто в таких случаях, например, когда вы идёте по городу, на лице застывает какое-то «выражение» (или напряжение отдельных групп мышц). Например, это могут быть «выражения»: «озабоченности», «самодовольства», «задумчивости», «самоуверенности», «пренебрежения» (мол, мне всё равно, что вы там обо мне думаете, – но и это «выражение» удерживается оттого, что не всё равно) и другие.

Это застывшее «выражение» иногда становится привычным, непроизвольным, то есть вы его не наблюдаете. И поэтому не наблюдаете многое в своём состоянии, связанное с этим «застывшим выражением». Такое может происходить и не среди людей, а наедине с собой, когда вы делаете что-то привычное, однообразное. Например, удерживается «выражение унылости». А может быть и «бессмысленное» напряжение мышц лица.

УПРАЖНЕНИЕ №7        Наблюдение лица.

Обращайте внимание на ощущение своего лица (как в упражнении №5, не глядя в зеркало) и на то, как оно вам нравится (не нравится). При этом не старайтесь изменить «выражение лица», а наблюдайте, как оно будет меняться само. Чтобы было легче выполнять это упражнение, находясь среди людей, можно использовать такой приём. Представьте себе, что вы вдруг споткнулись и нелепо упали. При этом привычное, например, «чинное», «выражение» лица становится неуместным и легче сходит. Так вы сможете почувствовать разницу состояний лица, то есть пронаблюдать своё лицо (и не только).

Можно выполнять это упражнение таким образом: следить, чтобы состояние лица было следствием вашего «душевного состояния», а не наоборот.

Ещё можно, идя по улице (например), вспомнить, что ваше дело – воспринимать (других и себя), а то, как воспринимают вас другие – это их дело.

Пояснение.

К наблюдению лица стоит добавить и лёгкое, мимолётное наблюдение других частей тела, как бы «проверку», нет ли где-то лишнего напряжения, неестественности позы. И ещё – наблюдение интонаций своего голоса, когда говорите.

 

Если всё-таки вас тревожит то, как вас воспринимают, вспомните вот что. Вы – не фотография. И воспринимают люди не застывшее «выражение» лица, а его изменения, пусть небольшие, неприметные. «Хорошо» воспринимается человек, когда его лицо меняется само собой, непреднамеренно. Когда эти изменения сами «вытекают» из предыдущего «выражения», каким бы оно ни было.

 


На главную|Содержание | Предыдущая глава| Следующая глава | Обсудить на форуме

Hosted by uCoz