Кравченко О.В. "Вездескоп в голове, или Человек Замечающий"
На главную|Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава | Обсудить на форуме
Иногда
говорят: ну хорошо, наблюдать, воспринимать – это легко и интересно, но ведь
проблема-то остаётся! Это когда человек считает, что у него есть «проблема» –
то, что его тревожит. И он то и дело мысленно возвращается к ней и к привычным тревогам, неприятным эмоциям, с нею связанным. И
совершенно уверен, что, пока «проблема» остаётся, все
эти ощущения не могут не повторяться.
Во-первых.
Пока вы что-то называете «проблемой», оно и будет проблемой. Назовёте
«трудностью» – станет трудностью. Назовёте «неприятностью», ею и будет.
Назовёте «обстоятельством»… В общем, слов много – выбирайте.
Во-вторых.
То, как обстоятельство становится для вас «проблемой» – это явление, которое
тоже можно наблюдать. И то, как перестаёт ею быть – тоже. Например, в
гештальт-терапии предлагается заменять иногда «но» на «и». К примеру, фраза «я
хочу этому научиться, но у меня не
получается» превратится в «я хочу этому научиться, и у меня не получается…». И тогда можно
продолжать перечислять: «…и я хочу
знать, как другие это делают, и мне
интересно, получится ли у меня когда-нибудь, и мне забавно видеть, как я пытаюсь этому учиться, и интересно, а можно без этого
обойтись?…». И так без ограничений.
Вы
можете уже и без всяких упражнений пробовать постоянно наблюдать всё
происходящее со свободным интуитивным переключением. Это не трудно, когда вы в
спокойном, привычном состоянии, когда не требуется предпринимать активных
действий, делать выбор, принимать решения… Хотя может
быть и трудно (то есть непривычно) – как
раз оттого, что вроде бы ничего не происходит, т. е. и наблюдать-то нечего. Но
так не бывает, всегда что-то происходит, даже состояние скуки – это явление, которое можно пронаблюдать.
Главное – не «застревать» на чём-то
одном, давая вниманию переключаться на то, что хоть как-то его привлекает.
«Хоть как-то привлекает» – это и
есть интуиция. Если вы считаете, что
у вас «плохая интуиция», значит, вы ею по какой-то причине мало пользуетесь. Если пользоваться интуицией (прислушиваться к
ней) как можно чаще, а лучше постоянно, то она «разовьётся» – вы привыкнете к ней прислушиваться.
Когда мы на чём-то останавливаем внимание дольше, чем это «нужно», интуиция
подсказывает нам, что пора переключиться. Но «сигналы» её слабые, и мы
руководствуемся не ими, а какими-то установками или предыдущими эмоциями, желаниями.
Попробуйте
«не тормозить» переключения внимания. Это можно делать подобно тому, как в
третьей части упражнения №1 вы скользили взглядом по окружающим предметам,
стараясь без напряжения «ярко видеть», осознавать своё восприятие их. Но теперь это делать гораздо «интереснее», так как в «поле зрения»
не только видимые внешние объекты, но и ваши эмоции, мысли, представления,
желания и «нежелания», ощущения, положение тела, лица. Если уж ничто не
привлекает внимания, можно подвигаться, сделать какие-то физические упражнения
и пронаблюдать свои ощущения. Ещё это можно сравнить с тем, как во время
быстрой и плавной езды вы смотрите в окно и наблюдаете непрерывно меняющиеся
пейзажи. У вас нет задачи рассмотреть особенно
внимательно что-то конкретное, вы воспринимаете то, что «само попадает» в зону
внимания, последовательно сменяясь одно другим. Наблюдаете
всё это как бы «полусознательно», но с готовностью «ярко» увидеть то, что
вызовет интерес. И то и дело «выхватывая» сознанием
то, что его вызвало хоть немного, и ровно настолько, на сколько этого интереса
хватает. Если же внимание «застряло» на чём-то (например, неприятное чувство,
мысль), можно применить такой приём. Пронаблюдайте то, на чём остановилось
внимание, и – «а дальше?». То есть
дальше наблюдаете что угодно: своё отношение к этому «застреванию», что-то
вокруг вас или другие свои мысли – интуитивно.
«Наблюдать» – не значит «упираться
вниманием» во что-то, а значит: «замечать», обращать внимание на что-то только на такое время, чтобы успеть «осознать».
Лучше
выполнять это упражнение, когда вы идёте по улице или едете в общественном
транспорте. Но можно и в другой обстановке. Заметив боковым зрением или
«рассеянным взглядом» любой предмет яркого или не совсем обычного цвета,
бросьте на него взгляд «внимательный» и заметьте, какое ощущение вызывает у вас
этот цвет или весь предмет. Как только отметите это впечатление сознанием, «отпустите»
взгляд на другое окружающее. Но, если хотите, ещё какое-то время наблюдайте «в
уме» это впечатление и те мысли, которые оно вызвало. Например, можете
заметить, насколько сильным или слабым было это впечатление, не старались ли вы
«делать его сильнее» (попробуйте этого не делать, а воспринимать таким, какое
получается).
Когда
уже всё пронаблюдаете, можете отыскать другой предмет, на который бросите
взгляд. Отыскивая, на что бросить взгляд, можно, конечно, думать не только об
этих впечатлениях, но и о чём только думается, и наблюдать эти мысли.
После
тренировки на цвете предметов можно таким же образом начать выбирать для
«бросания взгляда» любые объекты: фигурные решётки, фонари, фрагменты украшений
домов и целые дома, деревья, одежду людей и их лица, любые изображения,
например, на вывесках и рекламных плакатах… В общем,
что угодно. Конечно, если захочется задержать взгляд на чём-то подольше, и это
не «бестактно», можно и задержать, при этом «ярко видя», то есть наблюдая
свои впечатления.
Пояснение.
Попробуйте
довести выполнение этого упражнения до того, что оно будет лёгким, приятным и
естественным. Для этого надо успевать между «взглядами» наблюдать своё
поведение и ситуацию, чтобы знать, что «всё в порядке».
Бывает
трудно только наблюдать и воспринимать всё без напряжения в тех случаях, когда
на вас смотрят другие люди. Это оттого, что «надо успевать» воспринимать и то,
как воспринимают вас, и свои предположения о том, как вас могут воспринять. А
это бывает очень значимо: от этого зависит уверенность. Часто в таких случаях,
например, когда вы идёте по городу, на лице застывает какое-то «выражение» (или
напряжение отдельных групп мышц). Например, это могут быть
«выражения»: «озабоченности», «самодовольства», «задумчивости»,
«самоуверенности», «пренебрежения» (мол, мне всё равно, что вы там обо мне
думаете, – но и это «выражение» удерживается оттого, что не всё равно) и
другие.
Это
застывшее «выражение» иногда становится привычным, непроизвольным, то есть вы
его не наблюдаете. И поэтому не наблюдаете многое в своём состоянии, связанное
с этим «застывшим выражением». Такое может происходить и не среди людей, а
наедине с собой, когда вы делаете что-то привычное, однообразное. Например,
удерживается «выражение унылости». А может быть и «бессмысленное» напряжение
мышц лица.
Обращайте
внимание на ощущение своего лица (как в упражнении №5, не глядя в зеркало) и на
то, как оно вам нравится (не нравится). При этом не старайтесь изменить «выражение
лица», а наблюдайте, как оно будет меняться само. Чтобы было легче выполнять
это упражнение, находясь среди людей, можно использовать такой приём.
Представьте себе, что вы вдруг споткнулись и нелепо упали. При этом привычное,
например, «чинное», «выражение» лица становится неуместным и легче сходит. Так
вы сможете почувствовать разницу состояний лица, то есть пронаблюдать своё лицо
(и не только).
Можно
выполнять это упражнение таким образом: следить, чтобы состояние лица было следствием вашего «душевного состояния», а
не наоборот.
Ещё
можно, идя по улице (например), вспомнить, что ваше дело – воспринимать (других
и себя), а то, как воспринимают вас другие – это их дело.
Пояснение.
К наблюдению
лица стоит добавить и лёгкое, мимолётное наблюдение других частей тела, как бы
«проверку», нет ли где-то лишнего напряжения, неестественности позы. И ещё –
наблюдение интонаций своего голоса, когда говорите.
Если
всё-таки вас тревожит то, как вас воспринимают, вспомните вот что. Вы – не
фотография. И воспринимают люди не застывшее «выражение» лица, а его изменения,
пусть небольшие, неприметные. «Хорошо» воспринимается человек, когда его лицо
меняется само собой, непреднамеренно. Когда эти изменения сами «вытекают» из
предыдущего «выражения», каким бы оно ни было.
На главную|Содержание | Предыдущая глава| Следующая глава | Обсудить на форуме