Кравченко О.В. "Вездескоп в голове, или Человек Замечающий"

На главную|Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава | Обсудить на форуме


Естественный отбор мыслей и эмоций, или как использовать подсознание (интуицию).

Что-то не так мы делаем всегда. Нерационально реагируем, ведем себя внешне и внутренне. В результате и происходит то, что называют «негативными эмоциями или состояниями».

Это результат не воздействия «неблагоприятной ситуации», а именно ненормального реагирования на ситуацию.

На любую ситуацию (даже очень вредную для здоровья) естественная реакция – это находить, что делать, чтобы устранить вредное воздействие. А когда знаешь, что делать и с какой целью – это как раз то, что называют «позитивными эмоциями или состояниями». Или «озаренными восприятиями».

Как же получается, что реакцией на ситуацию становится «не знаю, что делать» или «ничего не хочу», или  «как же все надоело», или просто ощущение пустоты, пустого напряжения, подавленности, в общем, НЭ (негативные эмоции)? А представлений о том, что делать, мыслей новых, желаний действовать, не возникает?

Ведь даже если не знаешь конкретно, что делать, можно делать что-нибудь для того, чтобы МОЖНО было это узнать, чтобы новые мысли и идеи МОГЛИ прийти в голову. И это уже может «окрылять», служить положительным эмоциональным фоном.

Но вот не приходит в голову таких представлений, вариантов «что делать», чтобы они окрыляли, или хотя бы немного интересно было.

Такие представления где формируются? В таинственном подсознании. Там есть вся информация о человеке: и заложенные природой инстинкты, и приобретенные навыки, привычки, и память обо всем (или почти обо всем), что когда-то человек видел, слышал, воспринимал, думал, чувствовал. И там же вся эта информация «перерабатывается», и результаты этой «переработки» стучатся в сознание более или менее сильно. Мы можем их заметить, эти сигналы, и почувствовать, что нужно (хочется) делать. Или – что делаем не то, ведем себя не так, что нужно изменить свое поведение. А можем и не замечать этих сигналов. Или вроде замечать, но игнорировать, не учитывать.

Вопрос: как делать  так, чтобы сигналы подсознания лучше замечались и учитывались в поведении?

Ответ, КАК практически это делать, я нашла восемь-девять лет назад случайно – когда начала практиковать «интуитивные переключения внимания». Объяснение этому (каким образом оно работает) тогда у меня  было такое: интуиция подсказывает не «что делать», а на что в данный момент обратить (переключить) внимание. Если не мешать ему, давать переключаться интуитивно, оно переключается на те мысли, те представления о возможных действиях, которые сейчас больше всего подходят. Или на те объекты действительности, восприятие которых сейчас может натолкнуть на «нужные мысли».

Можно и дальше стараться объяснять, как оно работает, но факт то, что «наблюдательно-замечательный» (наблюдая, замечая) образ жизни делает наше поведение наиболее подходящим для всей реальности, всего происходящего, всех потребностей души и тела. И одна из этих неистребимых потребностей, заложенных в нас эволюцией (или Богом, кто знает?) – это потребность менять что-то глобально в своем мозгу. Причем, менять постоянно, а не однажды.

Физиологическое отступление.

Поведение человека строится так. В организме существует какой-то гормонально-нервный фон (нейрогуморальный): содержание в определенных количествах разных гормонов и нервные связи между нейронами – легкость протекания нервных импульсов (импульсы передаются тоже с помощью гормонов).

Гормоны и нервные импульсы нужны для совершения действий –  движений тела, переключений внимания.

Есть постоянные нервные связи (инстинкты, рефлексы) и временные. Временные протекают одноразово, но следы от них остаются, и в дальнейшем они легче возникают. В этих-то связях и их следах и записана, видимо, информация обо всем, что было с человеком. Вновь воспринимаемые ощущения накладываются на всю информацию, имеющуюся в подсознании. Как реакция на это – происходят новые нервные связи-импульсы и как-то меняется гормональный состав среды организма. Этот гормонально-нервный состав мы ощущаем как готовность организма к определенным действиям, желание их совершать.

Легче ощущать и читать гормональный рисунок поведения (ГРП) тогда, когда в кровь выбрасывается большое, преобладающее над другими, количество одного гормона. Тогда чтение ГРП более однозначно и ярко. А вот когда большой «ассортимент» разных гормонов присутствует в маленьких количествах, тогда получается, что трудно улавливать ГРП и как будто «ничего не хочется».

Подсознание постоянно выдает результаты наших восприятий в виде меняющегося ГРП – гормонального содержания мозга и крови, необходимого для выполнения определенных действий.

То, что мы называем «хорошее настроение» или «положительные эмоции» – это когда мы ведем себя соответственно тому гормональному составу крови и мозга, которое нужно как раз для этого поведения.

Но, чтобы следовать ГРП, нужны еще представления об этих действиях. Они возникают из памяти, или из фантазии, или память плюс фантазия, или мы заимствуем их у других людей – из наблюдения их поведения, из рассказов о поведении и поступках людей, из книг и прочих источников информации.

Возникло в голове представление о возможном поведении – тут же человек «примеряет» его мысленно: сверяет (может быть, неосознанно) со своим ГРП. Если кажется, что подходит, берется выполнять реально.

Тут легко и ошибиться: кажется, что это действие соответствует моему ГРП, начинаю его выполнять и чувствую, что – не то.

 Тогда, если «указания» подсознания остаются актуальными, то подсознание продолжает указывать на это несоответствие, пока мы не заметим его «сигналов» в виде неприятных ощущений, тяжести, напряжения. Но, достаточно заметить это «неприятное» – и следует другое указание подсознания, на что дальше обратить внимание…

Вот только мы можем долго не замечать этих сигналов, когда ведем себя машинально, автоматически.

И еще мешаем мы таким непрерывным интуитивным переключениям внимания (ИПВ) своими стремлениями к «позитивным» эмоциям, попытками уйти от «негативных» эмоций, а также разного рода установками, что положено чувствовать и как себя вести в определенных ситуациях.

Включать непрерывные ИПВ можно в любой момент, когда вспомнишь об этом. Чем чаще это делать, тем легче оно будет получаться и чаще вспоминаться об этом, или реже забываться. Но сначала нужно научиться включать ИПВ произвольно, когда вспомнишь и захочешь.

В НЛП предлагается сложный путь: устранять помехи восприятия в виде «ограничивающих убеждений», заменять «ограничивающие» убеждения на «поддерживающие». Кому нравится «умничать», выстраивать логические структуры, чтобы потом их выполнять, тем это подходит.

В БСФФ и «Турбосуслике» эта работа отдается подсознанию. При этом человеку не нужно вообще вникать, как происходит то, что устраняются убеждения, заморочки. Он только «дает задание» подсознанию устранить такую-то установку, и все. Думаю, что действует это именно потому, что человек обращает внимание на эту свою ограничивающую установку, а потом все-таки присматривается к своему поведению и ощущениям, чтобы увидеть результат.

В технике Бодхи предлагается так называемая «практика прямого пути» - не через убирание помех восприятия, а непосредственно «берешь и делаешь» (берешь и чувствуешь). И делать это таким образом: «впрыгивать» в ОзВ (озаренные восприятия). Может и так получаться. Иногда.

Любой из «методов» и «путей» развития – это все-таки рост использования сознания. Для этого нужно, чтобы связь сознания с подсознанием была как можно эффективней, чтобы и подсознание использовалось полнее.

Те способы и приемы, которые я придумала для этого (и продолжаю придумывать), позволяют бесконечно совершенствоваться в использовании своего мозга. Причем, самостоятельно, без тренингов и руководства со стороны психолога или кого-то еще. Только с помощью всего опыта человечества, который доступен восприятию сознательному или подсознательному.

Сразу скажу: применять свой мозг, сознание и подсознание, на полную катушку – не значит достигать тех результатов, которые вы себе планируете. Например, выучить иностранный язык за месяц или научиться все запоминать и ничего не забывать. Само планирование результатов может быть результатом ограниченности восприятия. Поэтому, что получится, если непрерывно расширять свое восприятие мира, мы не можем знать. Одно гарантировано – освобождаться от торможений, «залипаний», зависаний в страданиях, навязчивых мыслях и эмоциях, «вредных привычках», в общем, в том, что подменяет нам жизнь.

Попробую коротко, в общем виде, показать, как учиться ИПВ – для тех, у кого нет времени на долгое чтение книги или хочется побыстрее уяснить, в чем «суть метода».

В самом общем виде – вместо того, чтобы постоянно оценивать свое состояние или эмоции как «хорошо» или «плохо» – применять эти оценки для «запуска» ИПВ. Например, заметив, что «мне плохо» (даже если чуть-чуть «плохо»), начинать следить, наблюдать, насколько вам нравится то, как вы себя ведете (в том числе, на что обращаете внимание). Следить за тем, чтобы делать то, что больше всего сейчас вам подходит по ощущениям, даже если это вроде бы не связано с вашими целями и устремлениями.

Проще говоря, как только появились мысли о том, что «мне плохо», переключаться на мысли о том, «как хочется себя вести», «что хочется делать».

Ведь подсознание учитывает все обстоятельства (в том числе, и наличие глобальных целей и устремлений), и ГРП не может соответствовать тем действиям, которые сейчас невозможно совершать. Например, если «хочется, но нельзя» – то это означает, что вам не очень-то удается читать ГРП. Если начать читать его полнее, то  тогда захочется делать что-то другое (что можно).

«Плохо» бывает обычно тогда, когда нет благоприятных условий для полного чтения ГРП, когда что-то мешает его читать и следовать ему. Например, представляешь свою глобальную цель и не видишь возможностей ее достигать… Угнетает. Включаешь (отпускаешь) ИПВ и, с учетом всего этого, чувствуешь, как тебе наиболее подходит вести себя в такой «неблагоприятной» ситуации…

А оценку своего состояния «хорошо» использовать как знак того, что сейчас у вас  благоприятные условия для чтения ГРП. А значит, следует этим пользоваться – и не довольствоваться и успокаиваться своим «хорошим» самочувствием, а действительно следить, наблюдать, замечать как можно больше и действовать, следуя этим «замечаниям». А иначе все скоро разладится, и опять станет «плохо», то есть, трудно замечать и следовать ГРП.

А вот КАК начинать следовать ГРП полнее – это я покажу на одном из упражнений книги. Оно, на мой взгляд, наиболее наглядно это показывает.

Это упражнение «В глазах». Оно, кстати, еще помогает быстрее уснуть при бессоннице или просто успокоиться при стрессе, тревоге.

Вначале я не делала принципиальных различий между теми объектами восприятия, которые существуют реально, материально, и «образами» в своем мозгу – мыслями и эмоциями, например. Считала, что внимание переключается между всеми этими объектами одинаково. И только чуть догадывалась, что как-то по-разному их надо наблюдать. Потом обнаружилось, что понимая и применяя это различие в восприятии, как раз удается расшевеливать переключения внимания. А уяснить это различие можно как раз с помощью упражнения «В глазах».

Лежа с закрытыми глазами, начинаете разглядывать пятна – отпечатки на сетчатке глаз, какие они есть реально, не стараясь в них видеть что-то осмысленное. То и дело среди них начинают видеться какие-то картинки, предметы, лица, и внимание соскальзывает на них, несуществующие, воображаемые образы. Вот тут и применяете естественный отбор: если наблюдать эту картинку нравится, интересно, «разглядывайте» ее, пока не надоест. Надоело – опять переключаетесь на реальные пятна.

На этом упражнении необходимо тренироваться время от времени. Но это – только «азбука». Потом начинаете так же, как пятна в глазах, разглядывать все реальные объекты, какие возможно. К ним относятся: окружающая вас обстановка, люди, звуки, которые вы слышите, положение вашего тела и его движения, прочие телесные ощущения, мимика лица, вкусовые ощущения, запахи. Так же, как «в глазах», осматриваетесь во всей реальности. И, когда внимание отвлекается на какие-нибудь «образы» - эмоции, мысли, представления, слова, возникающие в уме, замечать их лишь настолько, настолько это интересно и нравится. Не нравится или надоело – сразу опять переключаетесь на осматривание в реальности.

Вот в чем принципиальная разница между наблюдением реальности и «образов». Реально существующие, материальные воздействия на наши органы чувств – зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, – можно наблюдать нарочно. На эти воздействия можно направлять внимание осознанно и в любое время. А вот мысли, эмоции можно пронаблюдать, заметить только тогда, когда они возникли. Точнее, даже тогда, когда уже произошли.

Так происходит осознавание – когда мы повторяем в уме (вспоминаем) уже произошедшую мысль или эмоцию, представление. Так же и представления о возможных действиях.

Таким образом, работа по самосовершенствованию «сводится» к тому, чтобы постоянно осматриваться в реальности, переводя внимание на разные объекты реальности интуитивно (как хочется). В основном это разглядывание окружающего – по возможности с интересом, то есть, следуя своим желаниям на что-то посмотреть. Об этом говорится в первых упражнениях книги. В то же время, почувствовали напряжение в лице – обратили внимание на лицо. Захотелось проследить свои движения – прослеживаете. И т.п. Но это, конечно, не цель. Это способ замечать мысли и прочие «образы», возникающие в мозгу на фоне «осматривания в реальности». И производить естественный отбор их, не задерживаясь на них дольше, чем это нужно вам на самом деле.

Казалось бы, примитивный образ жизни. Мы привыкли понимать «труд души» как напряженный поиск, сознательное создавание мыслей и чувств. Но создавать их нарочно – значит мешать им появляться.

Труд души – это замечание, осознавание тех мыслей, которые создаются нашим подсознанием в результате всего жизненного опыта, опыта человечества, усвоенного нами, и только что воспринятого ощущения. Ну как, мало?

В результате нет необходимости специально разбираться по особой методике вроде НЛП в своих ограничивающих убеждениях или бороться с полярностями, оценочностью восприятия. Достаточно прочитать где-то или услышать от других о том, что такие явления существуют. И тогда просто станете замечать их у себя, а этого хватает, чтобы они «испарялись» сами.

Думаю, есть смысл использовать все пути и способы освобождения восприятия – и убирая помехи в виде словесных заморочек, привычек, машинальности и прочего (замечая их), и напрямую, образно – «впрыгивая» в умение читать ГРП. То одно лучше подходит, то другое.

Вот, например, один из моих «образных» приемов, который довольно часто помогает. Называется «Как не стареть».

Начинаю следить за тем, чтобы вести себя (и внутренне, и внешне) так, чтобы это не вызывало старения (по моим ощущениям). Получается, что особенно это относится к поведению лица.

Если старение еще не актуально, то можно начинать вести себя так, «чтобы все в своем поведении нравилось самому» - тоже по ощущениям. Или, например, «чтобы не уставать», «чтобы становиться сильнее», «чтобы худеть».

Итак, уходить от отрицательных эмоций и состояний можно простым путем: если вместо того, чтобы оценивать свое самочувствие (мне хорошо – мне плохо) –  следить за соответствием своего поведения сигналам подсознания (читать ГРП). То есть, попросту, следить за тем, как хочется себя вести. Ну как, жалко вам расставаться со своим «мне хорошо», если вместе с ним расстанетесь и с «мне плохо»? Думаю, легче захотеть такой замены тем, кому приходится уж слишком страдать.

Взамен получите то и дело возникающий интерес к чему-нибудь. Но начинать называть это словами типа «мне хорошо» – значит опять вернуться назад…

Многие знают, что понять свою ошибку – значит получить возможность ее исправить. И все-таки обнаружение своей ошибки вызывает неприятные эмоции и торможение. Привычно работают привычные понятия «хорошо» и «плохо». На самом деле природой, видимо, «задумано», чтобы человек не изредка только оценивал свое состояние и поведение, а постоянно замечал, как его поведение не соответствует реальности и постоянно уходил от «не того» поведения к более соответствующему. Для этого достаточно помнить, что ведешь себя «не так» постоянно, и это естественно, но всегда можно делать это «не так» меньше. Точнее, не мешать своему поведению делаться более соответствующим. Почему для этого достаточно ИПВ (замечать непрерывно что-то, на что-то обращать внимание)? Потому что изменения поведения происходят тогда, как рефлекс отдергивания руки от горячего – сами собой, бессознательно. А если находиться в дремоте, то не происходят.

Есть еще второе значение оценивания – оценивание поведения людей. В смысле, «хороший поступок» - «плохой поступок», «хороший человек» - «плохой человек». Слова вместо «хороший» и «плохой» могут быть разные, но тоже содержать оценку.

Вот это оценивание, которое также уничтожает огромную часть нашей жизни, тоже устраняется, если заниматься вместо него чтением ГРП. Но уже не только своего ГРП, но и других людей.

Самая полезная информация, которую мы воспринимаем из своих ощущений о себе самом – это «насколько мое поведение соответствует моим настоящим желаниям». И точно так же самая существенная информация, которую мы можем получить, глядя на другого человека – это насколько осознанно он ведет себя, насколько следует своей природе. А разные понятия, сформировавшиеся в обществе, о «человеческих качествах», только мешают этому восприятию. Подробнее об этом – в упражнении «Человек как явление». И вот если так смотреть на человека, то вместо мнения, например, что он «плохой», злой или еще какой-то, увидите, что он сейчас игнорирует некоторые свои природные потребности. Например, потребность развивать свое сознание с помощью других людей и помогать в этом другим людям.

2008 г.

Теперь об упражнениях.

Упражнения, обозначенные это те упражнения, которые делаются в спокойной обстановке, частично отключаясь от происходящего. Они дают возможность увидеть, почувствовать, что это значит – давать вниманию переключаться и замечать переключения. Расшевеливают переключения там, где мы привыкли не переключаться, «быть» на чем-то одном, не замечая другого.

Упражнения, обозначенные , делаются в самой повседневной жизни (или в её определённых случаях), т. е. одновременно с тем, что с вами происходит, и с участием того, что происходит. Они заключаются вот в чём: когда в реальной жизни хочется угадать и «задать», как себя вести, начинать незаданно, «неугаданно» замечать то, что случайно замечается. И не останавливаться на чём-то одном замеченном, а продолжать это непрерывно. Это вовсе не «тяжело», как может показаться. Помните, как в школе заставляли слушать внимательно, не отвлекаться? Это было трудно. А тут – наоборот, отвлекайтесь непрерывно и бесконечно. Только каждое «отвлечение» по возможности замечайте (осознавайте).

Конечно, невозможно замечать абсолютно все. Но есть смысл стремиться замечать как можно больше, как можно чаще.

В некоторых случаях жизни особенно трудно (непривычно) применять «интуитивные переключения». В этой книге рассматриваются такие случаи, в чём они состоят, и что можно предпринимать. Для этого и придуманы упражнения, обозначенные .

То, что обозначено значками и    это тоже вроде упражнений. Первый означает “вообразите”, “представьте себе”,  второй “пронаблюдайте”.

Все упражнения выполняются без напряжения, расслабленно (насколько это возможно), как бы спокойно следя, что получается. Если во время выполнения упражнения вы отвлеклись, так же спокойно возвращайтесь к нему, пока не почувствуете, что уже достаточно.

  УПРАЖНЕНИЕ №1       От точки к точке.

Сидя или стоя где угодно (можно расположиться перед любой картиной или ковром), остановите взгляд на любой неподвижной точке. Обратите внимание, что это такое, а потом, не сводя взгляда с этой точки, боковым зрением отыщите другую точку, на которую хочется перевести взгляд. Как только определите эту новую точку, переведите взгляд на неё, и опять боковым зрением отыскивайте следующую. Переводя взгляд, можно двигать и головой. Повторяйте всё это, пока вам не захочется переводить взгляд быстрее, не определяя заранее точку. Тогда так и делайте, но всё-таки задерживайте внимание на той точке, куда смотрите. Если после этого захочется водить взглядом непрерывно, не останавливаясь на точках, так и делайте некоторое время. При этом не напрягайтесь, но попробуйте ярко воспринимать то, на что смотрите.

Пояснение.

Упражнение №1 даёт возможность пронаблюдать переключение внимания среди внешних объектов: вначале произвольно, сознательно, а потом интуитивно. Почувствовали разницу? Обратите внимание: сознательно переключать внимание, т. е. сознательно действовать это значит сначала представить себе это действие (пронаблюдать своё представление о нём), а уж потом «давать волю» самому действию рефлексам. В данном случае, довольно простом разглядывание картины, пейзажа совсем ни к чему заранее представлять, куда переведёшь взгляд. Поэтому первая часть упражнения может оказаться напряжённой. Зато напряжение заметно спадает, когда позволяешь себе действовать (переводить взгляд) непроизвольно, а осознавать только то, что видишь. Так же и в повседневной жизни мы часто напрягаемся по поводу «что делать?», когда это совсем не нужно, и при этом теряем способность воспринимать. Но если вы научитесь делать и первую часть упражнения без напряжения, то она покажет вам, как наблюдать свои представления о действии и свободно переключаться на внешние объекты.

  УПРАЖНЕНИЕ №2        Там здесь.

Закройте глаза и представьте себе какую-то местность, где вы когда-то были. Это может быть и закрытое помещение, и место под открытым небом. Как только представите себя там, откройте глаза и постарайтесь полнее ощутить себя здесь и сейчас. Опять же без напряжения, но как можно «ярче»: осмотритесь вокруг, в то же время прислушиваясь к своим ощущениям. Как только вам это удастся, опять закройте глаза и представьте себе уже другую местность, где вы были. Повторите упражнение несколько раз, каждый раз мысленно перемещаясь в разные места.

Пояснение.

Упражнение показывает, как переключаться с «внутренних» ощущений на «внешние» и обратно.

  УПРАЖНЕНИЕ №3        Движения.

Находясь в любом положении (сидя, стоя или лёжа), делайте любые движения (например, руками), не представляя их заранее, а только наблюдая то, что делаете.

Пояснение.

Упражнение показывает, как вы можете наблюдать не неподвижные объекты, а происходящее, а именно свои движения.

  УПРАЖНЕНИЕ №4        В глазах.

Закройте глаза. Рассматривайте спокойно и расслабленно те пятна и фигуры, которые “стоят” (или движутся) в глазах. Если о чём-то подумается пусть, пронаблюдайте свои мысли, а потом опять вернитесь к рассматриванию пятен и фигур, их движений и изменений.

Возможно, вы обнаружите такое явление. Можно видеть только пятна, которые находятся «в глазах». А можно видеть образы и целые картины, которые находятся «в воображении», но видим мы их как будто тоже «в глазах». Можно переключаться с простых пятен на образы и обратно. Точнее, произвольно можно переключиться с образов на пятна, а вот с пятен на образы внимание перескакивает само, если они возникают. Иногда, если образы напрягают (когда мы невольно пытаемся удерживать их неизменными), то, переключившись на пятна, можно сбросить это напряжение.

Это упражнение можно использовать для «отбора мыслей» (и эмоций). Когда вы разглядываете пятна, то и дело внимание перескакивает не только на образы, но и на мысли. Если они вам нравятся, эти мысли (и эмоции, состояние, которое их сопровождает), то есть, интересно их наблюдать, наблюдайте (думайте), пока интересно. Но, как только заметили, что не хотите об этом думать, сразу переключайтесь обратно на разглядывание пятен.

Пояснение.

Так можно учиться расслабляться – спокойно наблюдать то, что “происходит само”. А ведь только так и можно по-настоящему расслабиться, скинуть лишнее напряжение. Когда мы пытаемся расслабиться, остановив внимание на чём-то одном или вовсе ничего не наблюдая, это приводит, наоборот, к новому напряжению, потому что неестественно. Пока мы живы, для нас постоянно что-то происходит, меняется. А пока мы не спим, сознанию естественно “работать” наблюдать, как бы следить за происходящим. Пусть это даже наша усталость и слабая работа мышц и нервов, меняющиеся в воображении образы. Последите: они и вправду непрерывно меняются!

  УПРАЖНЕНИЕ №5        Перед зеркалом.

Смотрите на своё лицо в зеркале, как на посторонний предмет, не пытаясь менять его “выражение”, просто разглядывайте, то есть всё внимание только на зрительное восприятие лица, “не чувствуя его”. Это может не сразу получиться, но всё-таки пробуйте ещё и ещё, не напрягаясь. Как только хоть немного получится, отведите взгляд от зеркала и направьте внимание на ощущение своего лица, наблюдайте его состояние не глядя (можно закрыть глаза, потом открыть). Наблюдайте напряжение мышц лица, если оно есть, и изменения, которые будут происходить рефлекторно: расслабление напряжение, движения, изменения “выражения лица”, как вы его чувствуете. Потом опять посмотрите в зеркало и переключитесь на зрительное восприятие.

В другой раз начните упражнение с мышечного восприятия лица, а потом переключитесь на зрительное (в зеркале). Чтобы лучше почувствовать своё лицо, можно производить слабые движения мышц лица, глаз, наблюдая их.

Пояснения.

Можно попробовать, глядя в зеркало, воспринимать своё лицо одновременно и зрительно, и мышечно. Пронаблюдайте, что из этого получится.


На главную|Содержание | Предыдущая глава| Следующая глава | Обсудить на форуме

Hosted by uCoz