Кравченко О.В. "Вездескоп в голове, или Человек Замечающий"

На главную|Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава | Обсудить на форуме


Вездескоп в голове,

или Человек Замечающий.

 

Содержание.

Предисловие

Естественный отбор мыслей и эмоций, или как использовать подсознание (интуицию)

  УПРАЖНЕНИЕ №1       От точки к точке

  УПРАЖНЕНИЕ №2        Там здесь

  УПРАЖНЕНИЕ №3        Движения

  УПРАЖНЕНИЕ №4        В глазах

 УПРАЖНЕНИЕ №5        Перед зеркалом

Наблюдения в жизни

  УПРАЖНЕНИЕ №6        Впечатления

УПРАЖНЕНИЕ №7        Наблюдение лица

Эмоции, чувства

УПРАЖНЕНИЕ №8        Наблюдение эмоций

УПРАЖНЕНИЕ №8а        Только сейчас

Чувства и речь

УПРАЖНЕНИЕ № 9        Человек как явление

УПРАЖНЕНИЕ №10          Никто не выше

Мысли

УПРАЖНЕНИЕ №11        Наблюдение мыслей

УПРАЖНЕНИЕ №12        Постоянный шум

Наблюдение речи

УПРАЖНЕНИЕ №13        Наблюдение слов

УПРАЖНЕНИЕ №14        Кавычки

УПРАЖНЕНИЕ №15        Разными словами

Предположительная враждебность

УПРАЖНЕНИЕ №16        «Возмущайтесь» по плану

УПРАЖНЕНИЕ №16а        «Упрекают – не упрекается»

УПРАЖНЕНИЕ №17        Мысли без слов

«Словарь»

УПРАЖНЕНИЕ №18        Всегда по-новому

«Читай с выражением!» (О преподавании литературы в школе)

Привычки

УПРАЖНЕНИЕ №19        Новый взгляд

Варианты-предложения, к чему можно попробовать себя приучить (хотя бы для тренировки)

УПРАЖНЕНИЕ №20        Смотри прямо

Желания и действия

УПРАЖНЕНИЕ №21        Наблюдение желаний

УПРАЖНЕНИЕ №22        Наблюдение действий

УПРАЖНЕНИЕ №23        Важно – не важно

УПРАЖНЕНИЕ №24        Интересное кино

УПРАЖНЕНИЕ №25        Средство от смущения

УПРАЖНЕНИЕ №26        Когда совсем ничего не хочется

УПРАЖНЕНИЕ №27        Интересно, что получилось

УПРАЖНЕНИЕ №28        Вопросы

УПРАЖНЕНИЕ №29        Интересно, что получится

УПРАЖНЕНИЕ №30        Соувлечения

Смена установок

УПРАЖНЕНИЕ №31        Проверка наблюдения

УПРАЖНЕНИЕ №32        Проверка переключений

Некоторые рассуждения и предложения

Почему учиться трудно, а смеяться приятно

А почему бывает приятно уменьшать сознание?

«Всё надо испытать»

Насчёт совета «улыбайтесь!»

Об обмане

Если у вас горе

Как научиться говорить

УПРАЖНЕНИЕ №33        Говорить не обязательно

УПРАЖНЕНИЕ №34        Распределение

"Один я не справлюсь"

«Физики» и «лирики»

«Семейное положение»

О здоровье

УПРАЖНЕНИЕ №35        Нравится – не нравится

УПРАЖНЕНИЕ №36        Дыхание в меру необходимости

Как использовать лишнее напряжение

Размышления о «высших материях»

Время

УПРАЖНЕНИЕ №37        Равноправно добавляется

Найден смысл жизни. Потерявшим обращаться

  

Предисловие.

 

Эту книгу я написала и издала семь лет назад, в 2001 году. Правда, под другим названием.

Было так тяжело жить – всегда, с самого раннего детства. Настолько тяжело, что называла свое существование «смерть заживо». Все пыталась что-то придумать, какие-то приемы, или вычитать где-то. Но больше – сама придумать, как бы так себя вести, как смотреть на все, чтобы стало легко и не чувствовать себя зажатой, задавленной. Но пыталась делать это наугад, без всякого логического обоснования. Да где было его взять, если не понимала, что происходит и почему. И потому от всех этих попыток становилось только еще тяжелее.

Казалось: вот если бы можно было делать что-то очень важное и нужное людям – тогда была бы жизнь…

Как-то раз, уже совсем отчаявшись, решила: умирать все равно нельзя, не эстетично и неприятностей другим доставлю много. Так что придется просто жить как-нибудь, доживать эту жизнь. Ну а раз всего лишь доживать, то ничего от себя ждать и требовать не буду, как живется, так и ладно.

И начала просто смотреть, что происходит – во мне и вокруг.

И неожиданно стали приходить в голову интересные мысли, вообще страдание куда-то делось. Сформулировала этот новый образ жизни и поведения как «Наблюдение со свободными интуитивными переключениями внимания».

Даже что-то вроде лозунга придумалось: «Мы живем для того, чтобы воспринимать этот мир».

Это сейчас я понимаю, что изменилось. До этого я пыталась придумать какую-то одну линию поведения, и следовать ей, чтобы получалось эффективно действовать и получать то, что мне вроде бы «надо». А на самом деле для этого нужно адекватно, то есть, по-разному реагировать на разные явления, воспринимать их каждый раз как бы заново, хотя и с учетом прежнего опыта.

 

Думать и решать сознательно, как себя вести – этого как раз не нужно было делать. Достаточно как можно полнее наблюдать, замечать, как я уже себя веду, наряду с наблюдением всех других явлений, а выбор и построение поведения происходят сами.

 

Воспринимать, наблюдать все ярко то и дело не получалось, мешали привычки, инерция, еще что-то. И я придумывала упражнения, приемы, чтобы  «наблюдать» получалось лучше.

Поскольку потребность делать что-то существенное для общества, а не только для себя, никуда не делась, я стала писать книгу, чтобы поделиться своими открытиями и «изобретениями». Записывала и рассуждения, и упражнения.

В этом издании все упражнения я оставила в прежнем виде, исходя из того, что тогда я училась новому образу жизни с самого начала, и потому тем, кому начинать это, они и подойдут именно в том виде. И только кое-где добавила пояснения. Они написаны жирным курсивом.

Существовавшие в то время психотехники были далековаты от моей в принципе (хотя многие вычитанные рассуждения я приняла на вооружение), поэтому я чувствовала себя хотя и первооткрывательницей, но довольно неуверенно. Особенно в написании предисловия, вступления и заключения. Просто не представляла, как можно подвести читателя к восприятию книги.

Достигнув некоторого уровня «сознательности» (проделав каждое упражнение один, в лучшем случае, несколько раз), я, к сожалению, на этом и остановилась. Слишком значительным был для меня контраст между прежним состоянием «смерти заживо» и новым, «наблюдательным». Хотя сама же и писала в заключении, что «человек – единственное существо в природе, которое, как только перестает самосовершенствоваться, сразу начинает деградировать». Нет, применяла, конечно, новые навыки, но теперь-то вижу, что недостаточно.

Отчасти причина того семилетнего застоя в том, что вокруг себя я не видела примеров такого постоянного саморазвития. Чтобы начать общаться в Интернете – не могла додуматься найти такую возможность.  Ну и загруженность зарабатыванием денег «на жизнь» и прочими заботами…

И еще – это называется «о вреде лозунгов». Не провозглашать надо было, для чего мы живем (не только провозглашать), а постоянно, непрерывно заниматься тем, чтобы воспринимать как можно больше, и еще, и еще больше…

В общем, работать (учиться воспринимать) так интенсивно, как только возможно. А иначе – это вообще не работа. Не оставлять без внимания ни одного своего ощущения недовольства, реагировать на них, предпринимать что-то, потому что они говорят о том, что я что-то не так делаю.

 

И вот спустя семь лет стала уж очень досаждать неудовлетворенность, как будто чего-то не хватает катастрофически.

Стала заходить на сайт по психологии, участвовать в форуме. Ту литературу, которую там советуют почитать, выписывала и начинала читать.

 Обнаружила, что появились техники, похожие чем-то на мою. Например, «Турбосуслик», Бодхи. Только все же в них основываются на «задавании» того, что чувствовать. Даже если провозглашают обратное. В Турбосуслике предлагается выбросить из головы весь «ментальный мусор», вообще все убеждения (что и когда надо думать и чувствовать) и прочие заморочки, это и вправду способствует свободе восприятия, я согласна вполне. Но то, что об этом говорится такими грубыми словами, опять же, задает отношение…

Нет, везде можно что-то почерпнуть, взять для применения. И я решила, что и мои приемы кто-то где-то сможет использовать.

Не стоит придерживаться одной и строго одной линии поведения, техники. Все течет и меняется непрерывно, и каждый раз нужно находить, именно самому находить тот прием, который освободит зажатое чем-то восприятие. Для этого необходимо пополнять постоянно «арсенал средств», «копилку приемов», опробованных на себе.

Явление «маятников», описанное в «Турбосуслике», то есть, застои, откаты, депрессии после некоторого продвижения (освобождения), я объясняю по-своему. Найдя прием, способ не зажимать восприятие (особенно если он эффективно сработал), мы слишком останавливаемся на нем, растягиваем его применение, в то время как уже пора применить что-то другое. Внимание, высвобожденное из одного застревания переводом в «другую область» или в другой способ обращения с ним, тут же застревает и там. Поэтому, видимо, от многих методик эффект бывает временным. Например, давно существующий метод «здесь и сейчас». Вначале, когда начинаешь его практиковать, восприятие сильно меняется. Внимание отлипает от одних и тех же мыслей о прошлом или будущем, начинает переключаться на все новое «здесь и сейчас». То, что надо. Не знаю, как другие, но я довольно скоро обнаружила, что уже не понимаю, как это делать. Сначала получалось и без понимания, а теперь вот требуется знать, какое конкретно действие производить.

 

Думаю, что понимание, осознание, что и как делаешь, что происходит, как и почему что-то получается – необходимо, чтобы не было таких «откатов». Причем все большее и большее понимание. Чтобы внимание растормаживалось постоянно.

2008 г.


На главную|Содержание | Предыдущая глава| Следующая глава | Обсудить на форуме

Hosted by uCoz