Кравченко О.В. "Вездескоп в голове, или Человек Замечающий"
На главную|Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава | Обсудить на форуме
Вездескоп в голове,
или Человек Замечающий.
Содержание.
Предисловие
Естественный
отбор мыслей и эмоций, или как использовать подсознание (интуицию)
УПРАЖНЕНИЕ №1 От точки к
точке
УПРАЖНЕНИЕ №2 Там – здесь
УПРАЖНЕНИЕ №3 Движения
УПРАЖНЕНИЕ №4 В глазах
УПРАЖНЕНИЕ №5 Перед зеркалом
УПРАЖНЕНИЕ №6 Впечатления
УПРАЖНЕНИЕ №7 Наблюдение лица
УПРАЖНЕНИЕ №8 Наблюдение эмоций
УПРАЖНЕНИЕ №8а Только сейчас
УПРАЖНЕНИЕ № 9 Человек как явление
УПРАЖНЕНИЕ №10 Никто не выше
УПРАЖНЕНИЕ №11 Наблюдение мыслей
УПРАЖНЕНИЕ
№12 Постоянный шум
УПРАЖНЕНИЕ
№13 Наблюдение слов
УПРАЖНЕНИЕ
№14 Кавычки
УПРАЖНЕНИЕ
№15 Разными словами
Предположительная
враждебность
УПРАЖНЕНИЕ
№16 «Возмущайтесь» по плану
УПРАЖНЕНИЕ
№16а «Упрекают – не упрекается»
УПРАЖНЕНИЕ
№17 Мысли без слов
«Словарь»
УПРАЖНЕНИЕ
№18 Всегда по-новому
«Читай
с выражением!» (О преподавании литературы в школе)
УПРАЖНЕНИЕ
№19 Новый взгляд
Варианты-предложения, к чему можно
попробовать себя приучить (хотя бы для тренировки)
УПРАЖНЕНИЕ
№20 Смотри прямо
УПРАЖНЕНИЕ
№21 Наблюдение желаний
УПРАЖНЕНИЕ
№22 Наблюдение действий
УПРАЖНЕНИЕ
№23 Важно – не важно
УПРАЖНЕНИЕ
№24 Интересное кино
УПРАЖНЕНИЕ
№25 Средство от смущения
УПРАЖНЕНИЕ
№26 Когда совсем ничего не
хочется
УПРАЖНЕНИЕ
№27 Интересно, что получилось
УПРАЖНЕНИЕ
№28 Вопросы
УПРАЖНЕНИЕ
№29 Интересно, что получится
УПРАЖНЕНИЕ
№30 Соувлечения
УПРАЖНЕНИЕ
№31 Проверка наблюдения
УПРАЖНЕНИЕ
№32 Проверка переключений
Некоторые рассуждения и предложения
Почему учиться трудно, а смеяться
приятно
А почему бывает приятно уменьшать
сознание?
«Всё надо испытать»
Насчёт совета «улыбайтесь!»
Об обмане
Если у вас горе
Как научиться говорить
УПРАЖНЕНИЕ
№33 Говорить не обязательно
УПРАЖНЕНИЕ
№34 Распределение
"Один я не справлюсь"
«Физики» и «лирики»
«Семейное положение»
О здоровье
УПРАЖНЕНИЕ №35 Нравится – не нравится
УПРАЖНЕНИЕ №36 Дыхание в меру необходимости
Как использовать лишнее напряжение
Размышления
о «высших материях»
Время
УПРАЖНЕНИЕ №37 Равноправно добавляется
Найден смысл жизни. Потерявшим обращаться
Эту книгу я
написала и издала семь лет назад, в 2001 году. Правда, под другим названием.
Было так тяжело
жить – всегда, с самого раннего детства. Настолько тяжело, что называла свое
существование «смерть заживо». Все пыталась что-то придумать, какие-то приемы,
или вычитать где-то. Но больше – сама придумать, как бы так себя вести, как
смотреть на все, чтобы стало легко и не чувствовать себя зажатой, задавленной.
Но пыталась делать это наугад, без всякого логического обоснования. Да где было
его взять, если не понимала, что происходит и почему. И потому от всех этих
попыток становилось только еще тяжелее.
Казалось: вот если
бы можно было делать что-то очень важное и нужное людям – тогда была бы жизнь…
Как-то раз, уже
совсем отчаявшись, решила: умирать все равно нельзя, не эстетично и неприятностей
другим доставлю много. Так что придется просто жить как-нибудь, доживать эту
жизнь. Ну а раз всего лишь доживать, то ничего от себя ждать и требовать не
буду, как живется, так и ладно.
И начала просто
смотреть, что происходит – во мне и вокруг.
И неожиданно стали
приходить в голову интересные мысли, вообще страдание куда-то делось.
Сформулировала этот новый образ жизни и поведения как «Наблюдение со свободными
интуитивными переключениями внимания».
Даже что-то вроде
лозунга придумалось: «Мы живем для того, чтобы воспринимать этот мир».
Это сейчас я
понимаю, что изменилось. До этого я пыталась придумать какую-то одну линию
поведения, и следовать ей, чтобы получалось эффективно действовать и получать
то, что мне вроде бы «надо». А на самом деле для этого нужно адекватно, то
есть, по-разному реагировать на разные явления, воспринимать их каждый раз как
бы заново, хотя и с учетом прежнего опыта.
Думать и решать
сознательно, как себя вести – этого как раз не нужно было делать. Достаточно
как можно полнее наблюдать, замечать, как я уже себя веду, наряду с наблюдением
всех других явлений, а выбор и построение поведения происходят сами.
Воспринимать,
наблюдать все ярко то и дело не получалось, мешали привычки, инерция, еще
что-то. И я придумывала упражнения, приемы, чтобы «наблюдать» получалось лучше.
Поскольку
потребность делать что-то существенное для общества, а не только для себя,
никуда не делась, я стала писать книгу, чтобы поделиться своими открытиями и
«изобретениями». Записывала и рассуждения, и упражнения.
В этом издании все
упражнения я оставила в прежнем виде, исходя из того,
что тогда я училась новому образу жизни с самого начала, и потому тем, кому начинать
это, они и подойдут именно в том виде. И только кое-где добавила пояснения. Они
написаны жирным курсивом.
Существовавшие в то
время психотехники были далековаты от моей в принципе
(хотя многие вычитанные рассуждения я приняла на вооружение), поэтому я
чувствовала себя хотя и первооткрывательницей, но довольно неуверенно. Особенно
в написании предисловия, вступления и заключения. Просто не представляла, как
можно подвести читателя к восприятию книги.
Достигнув
некоторого уровня «сознательности» (проделав каждое упражнение один, в лучшем
случае, несколько раз), я, к сожалению, на этом и остановилась. Слишком
значительным был для меня контраст между прежним состоянием «смерти заживо» и
новым, «наблюдательным». Хотя сама же и писала в заключении,
что «человек – единственное существо в природе, которое, как только перестает
самосовершенствоваться, сразу начинает деградировать». Нет, применяла, конечно,
новые навыки, но теперь-то вижу, что недостаточно.
Отчасти причина
того семилетнего застоя в том, что вокруг себя я не видела примеров такого
постоянного саморазвития. Чтобы начать общаться в Интернете – не могла
додуматься найти такую возможность. Ну и
загруженность зарабатыванием денег «на жизнь» и
прочими заботами…
И еще – это
называется «о вреде лозунгов». Не провозглашать надо было, для чего мы живем
(не только провозглашать), а постоянно, непрерывно заниматься тем, чтобы
воспринимать как можно больше, и еще, и еще больше…
В общем, работать
(учиться воспринимать) так интенсивно, как только возможно. А иначе – это
вообще не работа. Не оставлять без внимания ни одного своего ощущения
недовольства, реагировать на них, предпринимать что-то, потому что они говорят
о том, что я что-то не так делаю.
И вот спустя семь
лет стала уж очень досаждать неудовлетворенность, как будто чего-то не хватает
катастрофически.
Стала заходить на
сайт по психологии, участвовать в форуме. Ту литературу, которую там советуют
почитать, выписывала и начинала читать.
Обнаружила, что появились техники, похожие
чем-то на мою. Например, «Турбосуслик»,
Бодхи. Только все же в них основываются на
«задавании» того, что чувствовать. Даже если провозглашают обратное. В Турбосуслике предлагается выбросить из головы весь
«ментальный мусор», вообще все убеждения (что и когда надо думать и
чувствовать) и прочие заморочки,
это и вправду способствует свободе восприятия, я согласна вполне. Но то, что об
этом говорится такими грубыми словами, опять же, задает отношение…
Нет, везде можно
что-то почерпнуть, взять для применения. И я решила, что
и мои приемы кто-то где-то сможет использовать.
Не стоит
придерживаться одной и строго одной линии поведения, техники. Все течет и
меняется непрерывно, и каждый раз нужно находить, именно самому находить тот
прием, который освободит зажатое чем-то восприятие. Для этого необходимо
пополнять постоянно «арсенал средств», «копилку приемов», опробованных на себе.
Явление
«маятников», описанное в «Турбосуслике», то есть,
застои, откаты, депрессии после некоторого продвижения (освобождения), я
объясняю по-своему. Найдя прием, способ не зажимать восприятие (особенно
если он эффективно сработал), мы слишком
останавливаемся на нем, растягиваем его применение, в то время как уже пора
применить что-то другое. Внимание, высвобожденное из одного застревания
переводом в «другую область» или в другой способ обращения с ним, тут же
застревает и там. Поэтому, видимо, от многих методик эффект бывает временным.
Например, давно существующий метод «здесь и сейчас». Вначале, когда начинаешь
его практиковать, восприятие сильно меняется. Внимание отлипает от одних и тех
же мыслей о прошлом или будущем, начинает переключаться на все новое «здесь и
сейчас». То, что надо. Не знаю, как другие, но я довольно скоро обнаружила, что
уже не понимаю, как это делать. Сначала получалось и без понимания, а теперь
вот требуется знать, какое конкретно действие производить.
Думаю, что
понимание, осознание, что и как делаешь, что происходит, как и почему что-то
получается – необходимо, чтобы не было таких «откатов». Причем все большее и
большее понимание. Чтобы внимание растормаживалось постоянно.
2008 г.
На главную|Содержание | Предыдущая глава| Следующая глава | Обсудить на форуме