Кравченко О.В. "Вездескоп в голове, или Человек Замечающий"

На главную|Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава | Обсудить на форуме


Размышления о «высших материях»

Время.

Предлагаю, хотя бы временно (на время чтения этой главы), ввести понятие «равноправности явлений». Все явления в мире: существование далёких галактик и звёзд, которые мы видим на небе, процессы окружающей нас земной природы, каждое движение материального мира, наши чувства и мысли, «страстные желания» и смутные, мимолётные ощущения – всё происходящее – одинаково «заслуживает» нашего внимания. И, наряду со всем этим, то явление, что в данный момент для каждого из нас что-то «важнее» всего другого. Вот именно это «важнее», а проще говоря, наши желания, часто перекрывают для нас возможность воспринимать мир.

А теперь предлагаю вам самим придумать такое упражнение, которое учило бы воспринимать все явления равноправными.

И вот мой вариант такого упражнения.

УПРАЖНЕНИЕ №37        Равноправно добавляется.

У каждого из нас есть время, в котором он живёт – воспринимает то, что в этом времени происходит. Чаще всего мы не чувствуем, как идёт время – сам его ход, – а замечаем, когда уже много всего произойдёт. Но происходит что-то каждое мгновение.

 Следите, как каждое мгновение (или другой отрезок времени) добавляется к тому, что уже было, что-то совершенно новое, чего ещё никогда не было. Сначала попробуйте замечать это, когда оно добавляется, а потом – когда уже добавилось. Как легче? Следите недолго, но в разных жизненных ситуациях: когда смотрите на звёздное небо, когда размышляете о «мировых проблемах», когда заняты «общественно-полезным трудом» и когда делаете уборку у себя дома, когда отдыхаете и так далее. Обратите внимание, как это получится у вас в то время, когда вас угнетает «пустячность» и рутинность ваших дел, которые приходится делать. Попробуйте выполнять упражнение во время ощущения «бессмысленности» своей жизни, или когда «смысла» очень мало.

Есть явления, которые мы воспринимаем как длительные, например, «переживание» из-за чего-то, «возмущение», «сомнение» и т. п. Но любое из них состоит из отдельных эмоций, ощущений и мыслей, реакций, плавно и последовательно сменяющих друг друга. Если следить за ними, не мешая им сменяться и длиться столько, сколько они длятся… Попробуйте сами, и вы узнаете, что получится.

Когда приходит «замечательная идея» или решение, – это тоже момент, равноправный с другими.

Наше земное понятие «времени» открывает бесконечные возможности для рассуждений (новых цепочек представлений), новых «взглядов на жизнь», новых способов мышления, сознания. Каждый настоящий миг связан и с прошлыми, и с будущими мигами, – неважно, осознаём мы это или нет. Можно придумывать для себя любые «упражнения» с «осознаванием» этих связей и наших применений понятия «время». Например, пронаблюдать, какие эмоции и мысли возникают у вас в связи со «сравниванием, кому лучше»: тем, кто жил в прежние времена, кто живёт сейчас, или кто будет жить в будущем. Или проследить, как из настоящего момента мы обращаем внимание (проникаем) то в будущее, то в прошлое. Замечать, насколько легко это получается и что мешает таким «путешествиям во времени».

С понятием «время» связаны и «духовный рост» (или «падение»), и «хорошо» нам или «плохо» в смысле самочувствия. Например: «хорошо провести время», «время тянется». Это всё связано с тем, «тормозим» (меняем) мы время в своём восприятии мира или живём во времени – в таком, какое оно идёт. Если подставить вместо «время» понятие «пространство», можно получить такое сравнение. Представьте, что вы не хотите занимать в пространстве тот объём, который вы занимаете. А пытаетесь или сжаться, уменьшиться, или «раздуться», увеличиться по сравнению с другими предметами. Или так: не хотите воспринимать то, что есть вокруг вас, а хотите воспринимать то, чего нет. Однако придётся напрягаться. Но и само напряжение – это то, что есть в пространстве и времени. И его можно воспринимать так, как оно есть.

Понятие «время» как будто само создаёт напряжение. Это происходит, видимо, оттого, что в сознании человека не один поток событий, а сразу несколько. Первый – то, что мы воспринимаем извне. Второй – наши реакции на это, которые мы наблюдаем. Третий – наши действия. Четвёртый – восприятие наших действий другими людьми. Пятый – наши реакции на то, как нас воспринимают. И можно выделить ещё какие-нибудь. И каждый из этих потоков как бы в отдельном времени. И всё-таки время одно. Объединяет все эти потоки интуитивность переключений внимания. Когда оно переключается между потоками свободно, то напряжение проходит.

«Легко и приятно» жить, когда скольжение во времени происходит непрерывно. Тяжело и неприятно – когда это скольжение тормозится напряжением. Но если потом «проникнуть» в то время, когда было напряжение, опять всё пойдёт легко. «Проникнуть» (лучше – «начать проникать») в то время – значит начать включать свои воспоминания о нём в непрерывную цепь своих реакций, мыслей и эмоций – в то самое «скольжение». Тогда, если какой-то период вашей жизни казался вам «потерянным зря», он перестанет быть потерянным. Что бы в нём  ни было. Если какие-то моменты были неприятными, тяжёлыми, это прекратится. Точно так же и страхи перед будущим можно включать в это непрерывное скольжение.

Но это можно делать только одним способом: замечать те проникновения в разные времена, которые уже произошли. Подумалось о прошлом, представилось будущее – само, непреднамеренно, – тут же заметь это, как уже свершившийся факт. А раз уже свершившийся, отчего тут напрягаться?

Подуматься о прошлом или представиться будущее может разными промежутками времени. Например, можно заметить только что промелькнувшее ощущение, а можно – всю свою жизнь или её часть, чем-то объединённую. Это такое как бы «мысленное интегрирование». Мы объединяем множество событий во «что-то одно». Но, объединив по одному признаку, можно тут же объединить и по другому. Или разбить то, что объединил, на мелкие части – «продифференцировать». Если все эти «объединения» и «разбивания» происходят свободно, и ничто им не препятствует, то жить легко и интересно. Если застрял на одном таком «объединении» (например, «столько лет потерял зря!»), наступает тяжёлое торможение.

Представьте, что вам осталось жить, допустим, один месяц. По-настоящему этого, конечно, не представишь, если это не так. Но одно представляется: свободное скольжение во времени затормозится. Мы привыкли мысленно проникать в более далёкое время, а тут придётся ограничиваться. Оттого, что нет свободы переключений внимания на разные мысли о разных временах, развиваются болезни – нервные и другие. Как можно «разграничить» свободу переключений в данном случае? Если свободно представлять себе то, что будет в этот оставшийся месяц. Представьте, что вы наконец взялись делать то, что раньше хотели, но откладывали. Вам интересно сделать это и увидеть, как это получится. Это будет настоящая свобода переключений – в том времени, которое реально представляется. А когда у нас впереди неизвестно сколько времени, ощущение свободы – это иллюзия, «закрывание глаз». Потому что мы не представляем конкретно никакого времени. Да и то, что будет после нашей смерти, представляется, и это можно «спокойно» замечать.

Может быть, с этим связано, например, то, что раковые болезни развиваются часто в определённые периоды пожилого возраста. В эти периоды становится неприятно или страшно смотреть в будущее: что там может быть хорошего? Жизнь «упирается в стену», и организм перестаёт исправлять ошибки (появление раковых клеток). Хотя некоторые люди вот так «упереться в стену» могут в любом возрасте. Например, когда рушатся ожидания и не представляется, как жить дальше…

И в любом же возрасте можно освободиться от этой «стены». Просто начать спокойно смотреть на то, что видится, и всеми способами, какими видится.

Когда меня одолевают мысли о смысле жизни (а замечать свои забеги в далёкое будущее и глобальные обобщения – такая же потребность, как замечать мелочи), я прихожу к такому выводу. Я живу – как-то действую, выгляжу, меня видят и слышат. Это воздействует на людей – само собой, мои старания воздействовать тут не нужны. Вот не могла не написать книгу – и написала. И так же все другие действия. Те, кто меня видел и слышал, потом как-то будут воздействовать на других, и так далее. И это – вечно и бесконечно, если только всё человечество не исчезнет бесследно. И это – та «высшая ценность», в отличие от временных, материальных (которые только мне и только сейчас доставляют удовольствие). Только возникает вопрос: в чём состоит это «ценное» воздействие? А в том, что оно расширяет возможности воспринимать больше действительности. С эволюцией человечества восприятие постоянно расширяется, и в этом участвует каждый человек: кто – помогает этому, кто – мешает. Если помощь в расширении восприятия называть «добром», а помехи – «злом», то кому-то это кажется понятнее, а кому-то – непонятнее (ну как всё-таки быть добрым?). А иногда и кажется понятным, но добрее от этого человек не становится.

2001 г.

Найден смысл жизни. Потерявшим обращаться…

к своему сознанию.

Эволюция сформировала сознание – значит, дальнейшее развитие жизни может идти по пути развития этого самого сознания. Значит, жизнь каждого из нас имеет смысл и значение в эволюции жизни вообще, если в ходе своей личной жизни мы будем увеличивать удельный вес сознания себе и окружающим. Точнее, только себе, а окружающим – он будет увеличиваться нашим влиянием автоматически. Так уж устроено: человек – существо общественное, так заложено в природе каждого из нас.

Вопрос о смысле жизни возникает тогда, когда или ничего не хочется делать (нет мотивации), или хочется что-то делать, но все равно мотивации не хватает. Нет достаточного обоснования, почему именно эту деятельность стоит выбрать из всех возможных. А если определить для себя, что «самое главное» в жизни, то будет такая «направляющая»: чего в любой, даже самый неопределенный момент, можно захотеть.

Но вот почему мы ищем в качестве смысла, что бы нам такое делать с окружающими предметами или людьми? А  делать что-то в своей голове, совершенствовать восприятие мира – никак не тянет на смысл жизни? А ведь, когда ничего делать не хочется или не видится смысла, это как раз означает, что восприятие застопорилось и чего-то не замечается… Значит, самое время расшевеливать восприятие, а не «делать что-то конкретное». Впрочем, для этого всегда «самое время», и тогда, когда делаешь что-то конкретное.

И недаром существует такое явление, как любопытство: человеку хочется узнавать новое, даже если это сейчас вроде бы не нужно. Интуиция подсказывает, что информация эта может пригодиться. Пусть для практических каких-то результатов вроде ни к чему это – наблюдать-замечать все, что подсказывает интуиция, но в этом на самом деле всегда есть смысл. А главное, это всегда реально делать и ничего для этого не нужно, кроме наличия своей головы.

Эволюция долгие тысячелетия формировала разные способы поведения животных и человека, нужные для выживания. И вот сформировала комплекс «сознание-подсознание», который уже может сам выбирать и формировать разные способы поведения. Проявляется это в виде интереса к узнаванию нового, к действиям. Так что смысл жизни – в том, чтобы было интересно. Только всегда интересно (хоть что-нибудь, разное, меняющееся), а не изредка, в коротких перерывах между депрессиями, психозами, часами пустоты и часами тупого кайфа.

Читала на форуме в интернете высказывания верующих о Боге, и замечала аналогии со своими рассуждениями о сознании.

То, что разум и чувства – это еще не сам человек. А сам человек – это душа. Но «душа» - это какое-то неопределенное понятие. «Перестаньте быть разумом и чувствами» и «станьте душой». Это считается таким трудным, что обязательно должен кто-то к этому привести – Мастер.

А если сказать по-другому: не душа, а сознание? И разбираться в том, как оно работает, чтобы работало оно полнее.

Попробую сказать, почему разум и чувства – это еще не сознание, и почему мы их за него принимаем.

Поясню, что это не научные исследования и определения, а мои «исследования» на обыденном уровне, как я все это наблюдаю в жизни.

Сознание – это повторение в мозгу ранее происшедших реакций, восприятий, но несколько по-другому, в чуть других сочетаниях и комбинациях. С чем именно по-новому сочетается прежняя реакция и как сочетается – это невозможно заранее «задать», запрограммировать. «Задается» оно всем нашим предыдущим опытом. Каждое мгновение – по-новому. Почему и называют сознание «душой», «духом», чем-то свободно летящим.

Разум тоже повторяет бывшие уже комбинации реакций, но при этом пытается «задавать» их, создавать готовые застывшие представления, повторять искусственно. Чувства – тоже такое явление, которое мы стараемся «растянуть» или «убрать», повторять или вообще делать нарочно.

Душа, сознание – это наблюдатель («замечатель»), который только замечает все новые сочетания, которые сменяются непрерывно сами. Повторения душой, сознанием – это повторения только констатирующие: как оно произошло. То есть, сознание замечает работу и разума, и чувств, не мешая им. Тогда и они не мешают душе быть. «Душа просит» - это, в отличие от того, что «просят» разум или чувства - желание вести себя в соответствии со ВСЕМ, что заложено в мозгу и теле человека, что воспринималось этим мозгом и телом. А не только с частью этого заложенного и воспринятого (что выбрал разум или чувство).

То, что не уловила душа, те варианты сочетаний – остаются в подсознании. Более полная работа сознания – это более полное взаимодействие его с подсознанием. Для этого нужно именно не только ставить и добиваться целей, а, например, замечать то, как возникло в голове представление о цели, как мелькают мысли-представления о ее возможной реализации, эмоции, сопровождающие эти представления… Если начал что-то делать – наблюдать свои действия и мысли и эмоции, которые их сопровождают. Чем полнее наблюдаешь, тем больше шансов уловить ощущение, что что-то не так, и почувствовать или додуматься, чего на самом деле «просит душа».

К умению осознавать больше – умению «быть душой», подходим мы с помощью слов, формулировок. Так, в принципе, какая разница, каких слов: «Бог», «душа», или «сознание», «наблюдения»? Как лучше получается. Лишь бы не привязываться слишком к словам, т.к. слова – это как раз чувства и разум, которые тормозят душу-сознание.

Приближаться к тому, чтобы быть душой, или к «замечательному» образу жизни, можно попробовать и с помощью медитации. Это что-то промежуточное между сном и бодрствованием. Во сне смена восприятий не так привязана к телесным ощущениям, а также к логике и чувствам. Восприятия сменяются свободно, душа «летит». Если при этом осознавать, что происходит реально (осознанные сновидения), то этот опыт может потом переноситься на обычное, бодрствующее, состояние.

Когда-то прочитала, что Нострадамус предсказывал: к 2050 году у людей сильно изменится сознание и речь. В самом деле, пора уж менять что-то существенно. Сейчас, если мы и доходим до нового поведения, то формулировать его можем только старыми словами – «задающими», «устанавливающими». Поэтому передается такой опыт с трудом. Но, если все больше людей будут искать и новые понятия, формулировки, то сложится другая речь, другая система понятий. И тогда новым людям, начинающим жизнь, не придется так тяжело, как нам, «доходить» до этого уровня, они с него и будут начинать, усваивая еще в детстве другую, чем у нас сейчас, речь и систему понятий.

2008 г.

Ольга Кравченко


На главную|Содержание | Предыдущая глава| Следующая глава | Обсудить на форуме

Hosted by uCoz